Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Москва 2009
В основе условиий обеспечения качества реализации образовательных программ: Показатель эффективности анализа потребностей рынка. Формирование интегрированной системы показателей деятельности образовательных учреждений, ориентированной на обеспечение подготовки конкурентноспособных и компетентных специалистов, востребованных современным рынком труда.
Оценка образовательных учреждений и программ Направления развития: Включение работодателей в процедуры самообследования и комиссии по аккредитации ОУ, формирование аккредитационных показателей Расширение проведения федерального интернет-экзамена для ОУ Общественно-профессиональная аккредитация, использование результатов оценки достоверности самообследования ОУ перед аккредитацией
Использование результатов Распространение лучших практик управления и контроля качества профессионального образования среди ОУ Внутривузовские системы управления качеством образования Рекомендации рабочих групп (определени е направлений и механизмов управления и самоуправления качеством профессионального образования)
Основные мировые тенденции в сфере менеджмента качества в образовании сводятся к следующему: Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса. Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран. Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть – в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.
© Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки © Национальное аккредитационное агентство в сфере образования Условия обеспечения качества. Национальный комитет по присуждению академических степеней, Япония (National Institution for Academic Degrees) 1.Миссия университета 2.Организация обучения и научных исследований 3.Профессорско-преподавательский состав 4.Прием студентов 5.Учебные программы и методы обучения 6.Результаты обучения 7.Наличие систем поддержки студентов 8.Условия и оборудование 9.Система улучшения качества образования 10.Финансирование 11.Управление
Выделяются две ключевых проблемы в подготовке специалистов: недостаток практических навыков и излишняя «обобщенность» теоретических знаний (тогда как работодатели хотели бы, чтобы специалист, прежде всего, владел глубокими, но узкоспециальными знаниями) Показатель практикориентированности подготовки по актуальным задачам экономики. Показатель гибкости образовательных программ и адаптированности учебных планов к актуальным запросам экономики, Показатель адаптации программ обучения к рабочему месту, запросам работодателя, обучающегося Показатель инновационности образовательных программ и в целом деятельности ОУ
Показатель обеспечения вузом, учредителем, работодателем системы мотиваций в получении обучающимся знаний и навыков, компетенций Показатель эффективности взаимодействия ОУ и работодателей Показатель обновления (динамики, соответствия запросам экономики) материально-технической и лабораторной базы
Эффективность самооценки ОУ и результативности внутренних систем самоуправления качеством его деятельности по всем процессам. Критерий подтвержденной эффективности и результативности системы качества образовательного учреждения. Достоверность освещения деятельности образовательного учреждения в СМИ, объективность представляемой информации на сайте, перед работодателем, общественностью в массовых мероприятиях.
О формировании системы подготовки и сертификации федеральных экспертов и инспекторов Для получения информации о вузе при экспертном опросе необходимо использовать документационный метод, самооценку, взаимооценку, положительную и отрицательную обратную связь. Критерий компетентности и независимости оценок экспертов, включенных в экспертную комиссию
11 Механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования Рынок труда (виды экономической деятельности) Профессии Система профессионального образования и обучения Классификация профессий Классификация в образовании Образовательные стандарты Оценка квалификации Сертификация, аттестация Профессиональные стандарты © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
О направлениях формирования требований по оценке качества образовательных учреждений в структуре УШОС -внедрять систему публичной отчетности образовательных учреждений, развивать механизмы общественных рейтингов качества реализации образовательных программ, -гармонизировать подходы к аккредитации образовательных программ, -формировать эффективные механизмы самоуправления, -способствовать участию в управлении качеством образования общественным институтам.
Благодарю за внимание! Круглов Виктор Иванович Круглов Виктор Иванович Тел/факс: Тел/факс: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки