1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»
3 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
444 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность требований
5 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)
6 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания
7 Требования к структуре основная образовательная программа – целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)
8 Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности
9 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения
10 Порядок утверждения стандартов Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» - проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке); - публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы; - все экспертные заключения рассматриваются на Совете; - принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; - ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте
11 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
13 СИСТЕМА обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое
14 окт.09- -май10 июн.10- -авг.10 -май.12 авг.11- сен.11- окт.10 ноя.10 дек.10 Нормативные правовые актыОсновные мероприятияОсновные участники Приказ МОН РФ «О введении ФГОС НОО» Нормативные правовые акты субъектов РФ Примерная ООП НОО Федеральные требования Положение о Координационном совете введения ФГОС при департаменте МОН РФ Инструктивно-методическое письмо МОН РФ ООП НОО школ в субъектах РФ Положение о региональном координационном органе введения ФГОС Органи- зация взаимо- действия с учреждени ями дополните льного образован ия детей, учреждени ями культуры и спорта, обеспечив ающих организаци ю внеурочно й деятельно сти Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, административно- управлденческий персонал ОУ, СМИ Стажировочные площадки во всех ФО Все общеобразовате льные учреждения РФ, имеющие ступень НОО Определение норматива финансирования ФГОС и формирование бюджета в субъектах РФ Реализация ООП НОО в ОУ, которые готовы к реализации ФГОС Реализация ООП НОО в ОУ в штатном режиме Оснащение учебных помещений Широкое информи- рование о ходе и первых результа- тах введения ФГОС НОО Повышени е квалифика ции Проектные механизмы управления: сетевой график введения ФГОС Приказ МОН РФ «О введении ФГОС С(П)ОО» Создание и реализаци я системы оценки достижени я планируем ых результато в в ОУ сен.10 янв.11- -май.11 июн.11- Приказ МОН РФ «О введении ФГОС ООО» Примерная ООП ООО Широкое информи- рование об особеннос тях ФГОС Подготовк а тьюторов - повышени е квалифика ции МОН РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; административно- управленческий персонал и педагоги ОУ, готовых к введению ФГОС; профессиональное сообщество, СМИ Примерная ООП С(П)ОО Комплектование учебных фондов библиотек
15 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Примерная основная образовательная программа начального общего образования Плана-график введения ФГОС Инструктивно-методическое письмо Порядок проведения экспертизы учебников Федеральный перечень учебников Федеральные требования Основная образовательная программа начального общего образования Нормативная база образовательного учреждения
16 М.Б. i – местный бюджет i-го муниципального образования N - норматив г/с – город/село K i – численность школьников в МО k i – численность школьников в ОУ i – коммунальные расходы Региональный бюджет («Образование»: учебные расходы + зарплата) М.Б. 2 М.Б. 1 K 1 ×N г/с + 1 k 1 ×N г/с × δ 1 ОУ 2 ОУ 1 Адаптация i 0 i 1 k 2 ×N г/с × δ 2 Ω1Ω1 Ω2Ω2 K 2 ×N г/с + 2 Приложение 2 Новые финансовые механизмы: подушевое финансирование
17 Субвенция муниципальному бюджету Фонд стимулирования руководителей ФОТ образовательного учреждения Базовая часть ФОТ Стимулирующая часть ФОТ ФОТауп+увп+моп ФОТпп Общая часть ФОТпп Специальная часть ФОТпп Учебные расходы 5%85%10% 60-80%20-40% 30% 70% 30% Приложение 3 Ст – стоимость образовательной услуги; к – количество учащихся (1 – 11 классы); у – годовое количество учебных часов Новые финансовые механизмы: новая система оплаты труда
18 Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Методика формирования расходов на реализацию ФГОС Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками
19 Совершенствование учительского корпуса и ФГОС Внедрение НСОТ: зарплата зависит от качества Педагогическая практика и стажировки на базе инновационных площадок Повышение квалификации модульный принцип современные достижения педагогической науки и практики подушевое финансирование Педагогическое образование современная психолого-педагогическая подготовка (базовые центры подготовки педагогов) подготовка профессиональных менеджеров образования Обновление аттестации: подтверждение квалификации Обновление квалификационных требований: компетентностный подход
20 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования принятие идеологии ФГОС общего образования освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
21 Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС Подготовка тьюторов План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения
22 Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Федеральный координационный орган по подготовке и введению ФГОС Всероссийские семинары- совещания, научно- практические конференции Общероссийский мониторинг введения ФГОС Серия научно-методических изданий Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно- общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы
23 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др..).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения
24 ФГОС: Требования к материально-техническому оснащению (библиотека – читальный зал – медиатека – информационно-библиотечный центр) Требования к информационно-образовательной среде Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению Нужен новый ресурс – учебно-методический комплекс (учебник + ЭОР + методическое пособие + средства для контроля и самоконтроля + средства для самостоятельной работы +…+…+),
25 Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень Уровень образовательного учреждения Федеральные требованияТребования к объектам инфраструктуры учреждения, их оснащению Оборудование помещений Учебно-методические комплекты, ЭОР Банк программ, разработок занятий, дидактических материалов
26 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
27 Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: - разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе: - базисный учебный план - планируемые результаты освоения основной образовательной программы - примерные программы учебных предметов - остальные примерные программы в соответствии со стандартом - систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы - утверждение перечня учебников соответствующих ФГОС - создание Координационного совета - создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС - организация мониторинга введения ФГОС
28 Что дальше? Уровень образовательного учреждения : - разработка основной образовательной программы, включающей : - пояснительную записку - планируемые результаты освоения основной образовательной программы - учебный план(ы) - программу формирования универсальных учебных действий - рабочие программы учебных предметов, курсов - программу духовно-нравственного развития, воспитания - программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - программу коррекционной работы - систему оценки достижения планируемых результатов - разработка локальных актов по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенных уставом образовательного учреждения - модернизация системы методической работы - организация внутри- и меж- ведомственного взаимодействия по вопросам введения ФГОС - создание условий реализации ООП
29 Благодарю за внимание ! Лариса Витальевна Шмелькова зам. начальника отдела Департамент общего образования тел. (495) Министерство образования и науки Российской федерации