АЯ- и МСП-рейтинг субъектов РФ по развитию МСП В.Н.Якимец, д.с.н., к.т.н., профессор МФТИ
2 Инструменты оценки состояния МСП и ГО 1.Рейтинг прозрачности госзакупок (Нац. ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) и Межрег. Общ. движение «Против коррупции») 2.Рейтинг информ.ресурсов органов гос.власти (Институт развития свободы информации). 3.Индексы бизнес-климата в регионах (Опора России) 4.Рейтинг ЭСИСП (эффективных соц.инвестиций и соц партнерства) 5.ТРАСТ Индекс МСБ (КБ ТРАСТ и РОМИР) 6.Композитный индекс оценки обратных связей информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти (МФТИ, ИСА РАН) 7.ЯН-индекс оценки публичной политики (ИСА РАН) 8.АЯ-рейтинг для оценки продвижения МСП в регионах (ИСА РАН, ГУУ) 9.Нефондовый индекс социальных инвестиций бизнеса 10.Индекс ПРИМ для оценки инновационного потенциала региона (ИСА РАН, ВятГГУ) 11.Многопараметрический Индекс доверия граждан к госслужащим (ИСА РАН, НИУ ВШЭ) 2
АЯ-рейтинг субъекта РФ по продвижению механизмов МСП ВесНаличие Механизмы реализации социальной политики 1 - фонды местных сообществ социальный заказ гранты НКО налоговые льготы НКО и донорам0.20 Механизмы формирования и контроля социальной политики 5 - общественные палаты форумы НКО общественные советы при ОЗВ общественные советы при ОИВ0.050 Правовые условия 9 - программы развития гражданского общества законы о господдержке НКО, МБ и СБ законы о межсекторном взаимодействии законы о благотворительной деятельности0 Рейтинг субъекта РФ по факту наличия механизмов0.25 Рейтинг области N с учетом весов0.3
4 Рейтинг с учетом важности механизмов Рейтинг с учетом значимости механизмов МСП в регионе рассчитывается по формуле Значения определяются путем экспертных оценок.
Рейтинг регионов с учетом «качества» механизмов МСП СПб
Рейтинг субъектов РФ по продвижению механизмов МСП (сплошная выборка – все 83 региона) 12 (из 20) механизмов, НПА в 83 субъектах РФ, эксперты из НП «Юристы за ГО» и др.НКО 6
Механизмы МСП для АЯ-рейтинга 1. Фонды местных сообществ 2. Социальный заказ 3. Гранты и субсидии 4. Налоговые льготы НКО и донорам 5. Общественные палаты 6. Публичные слушания 7. Общественная экспертиза 8. Институты по правам человека и по правам ребенка 9. Молодежный парламент 10. Общественные советы при ОЗВ и ОИВ 11. Механизмы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 12. Регулирование благотворительной деятельности 7
Результаты по рейтингу (с весами) 4 группы субъектов РФ: 1.«передовики» (10 регионов), рейтинг от 0.75 и выше (9-12 механизмов); 2.«хорошисты» (47 регионов), рейтинг - от 0.5 до 0.75 (6-8 механизмов); 3.«середняки» (2 5 регион а ), рейтинг от 0.25 до 0.5 (4-6 механизмов); 4.«не реализовавшие свой потенциал» ( 1 регион), рейтинг ниже (до 4 ) 8
9
10
Доля от 83 субъектов РФ с НПА по механизмам МСП 11
Вывод и предложения Вывод: В большинстве субъектов РФ есть региональная нормативно- правовая база, обеспечивающая продвижение механизмов МСП (около 70% регионов приняли законы по механизмам). Предложения: Для 55 – 70 субъектов РФ нужен план действий по принятию НПА по: публичным слушаниям и общественной экспертизе, вопросам регулирования благотворительной деятельности, налогообложению НКО и доноров. Субъектам РФ из группы «не реализовавших свой потенциал» и «середняков», стоит ускорить принятие необходимых НПА для развития взаимодействия власти, бизнеса и общества. 12
13 АЯ- и МСП- рейтинги субъектов РФ по продвижению механизмов МСП сплошная выборка – все 83 региона 12 (из 20) механизмов МСП (межсекторного социального партнерства), 1000 НПА в 83 субъектах РФ, Около 100 экспертов из НП «Юристы за ГО» и др.НКО АЯ-рейтинг и МСП-рейтинг 13
14 Механизмы МСП для рейтингов 1. Фонды местных сообществ 2. Социальный заказ 3. Гранты и субсидии 4. Налоговые льготы НКО и донорам 5. Общественные палаты 6. Публичные слушания 7. Общественная экспертиза 8. Институты по правам человека и по правам ребенка 9. Молодежный парламент 10. Общественные советы при ОЗВ и ОИВ 11. Механизмы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 12. Регулирование благотворительной деятельности 14
15 АЯ-рейтинг 2009 АЯ-рейтинг 2011
16 АЯ-рейтинг с весами 2009 АЯ-рейтинг с весами 2011
17 Распространенность механизмов МСП в субъектах РФ в 2009 и 2011 гг., упорядочено по данным 2011 г.
18 МСП-рейтинг субъектов РФ Рейтинг субъектов РФ определялся по факту наличия механизмов МСП с коэффициентами их значимости, но с учетом экспертных оценок действенности (работоспособности) того или иного механизма в регионе. Две модификации МСП-рейтинга: 1) с «региональными» весами - ТОЛЬКО на базе оценок экспертов из данного региона, 2) с «федеральными» весами механизмов МСП - оценки экспертов из всех регионов. Мониторинг 2011: 83 субъекта РФ / 12 механизмов МСП Около 100 экспертов
19 МСП-рейтинг рассчитывался по формуле: - оценка «действенности» i-ого механизма МСП в регионе j (среднее арифметическое оценок (по 5-балльной шкале) от всех региональных экспертов, вовлеченных в оценивание работоспособности изучаемых механизмов МСП в субъекте РФ). – весовой коэффициент (значимости) i-ого механизма МСП – булева переменная, показывающая наличие i-ого механизма МСП в j-ом регионе.
20 Новые четыре группы субъектов РФ «передовики +» - в субъекте имеются от 9 до 12 механизмов МСП и их «действенность» оценена экспертами от 4 до 5 баллов; «хорошисты+», когда действенность 6-9 механизмов эксперты оценивают от 3 до 5 баллов, «середняки+», когда оценки 3-6 механизмов от 2 до 5 баллов и преобладают 3-балльные. «не реализовавшие потенциал+» - до 6 механизмов с большинством оценок в 2 балла
21 МСП-рейтинг 2011 региональные веса федеральные веса
Потенциал развития местного сообщества Среда для развития деловой инициативы Не имитационные институты МСУ и ПП «Включенные» механизмы МСП и ПП Методы оценки для совершенствования управления Развитая инфраструктура (дороги, связь, ЖКХ, торговля,…) Доступ к медицинским, образовательным, культурным ресурсам и услугам Условия для развития гражданской инициативы
Из опыта Властным структурам важно не только знать способы развития гражданской (деловой и общественной) инициативы и условия, стимулирующие позитивную самоорганизацию местного сообщества, но уметь и хотеть эти способы и условия продвигать в своем МО.
24 Заключение Только НКО и власть в режиме межсекторного социального партнерства за счет создания новых механизмов поощрения и поддержки саморазвития смогут одолеть провалы рынка в условиях финансового кризиса Следует поддерживать создание новых инструментов оценки и использование независимых оценок в ППР Целесообразно поддерживать социальные инновации и движения нового типа 24
Публикации по инструментам оценки Якимец В. Индекс для оценки и мониторинга публичной политики. В сб. Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт взаимодействия, М.: РАПН ; РОССПЭН, 2008, СС Якимец В. О социологическом мониторинге состояния гражданского общества в России. М.: Тр.ИСА РАН т.32, 2008 Якимец В.Н.Инструменты для оценки деятельности органов власти. Сб.Трудов Международной конференции. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 2007 Никовская Л.И., Якимец В.Н. Публичная политика в современной России: между корпоративно-бюрократическим и гражданско-модернизаторским выбором, «Полития», 1, 2007 СС Акрамовская А.Г., Якимец В.Н. АЯ-рейтинг регионов по уровню продвижения механизмов межсекторного социального партнерства //Актуальные проблемы управления : Материалы 12-й Международной научно-практической конференции; Государственный университете управления. - М.: ГУУ, СС
Публикации Якимец В.Н. Межсекторное социальное партнерство (государство – бизнес – некоммерческие организации), М., Госуниверситет управления, 2002, 80 с. Корсаков М.И., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Управление корпоративными социальными программами, М. Ассоциация менеджеров России, 2003, 148 с. Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять. История успеха. Под ред. Т.И.Виноградовой, СПб. СПб центр «Стратегия», 2003, 203 с. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка. Под ред.Литовченко С.Е., Корсакова М.И., Ассоциация менеджеров России, М., 2003, 208 с. Ивченко С.В., Либоракина М.И., Сиваева Т.С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. М., Институт экономики города, 2003, 133 с. Макаренко О.В., Коновалова Л.Н., Якимец В.Н. Кредитный рейтинг территорий и социальная ответственность бизнеса. М., International Resources, 2003, 32 с. 26
Публикации по МСП Якимец В.Н.Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. Едиториал УРСС, М., 2004, 384 с. Якимец В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного социального партнерства в России. Под общей редакцией А.Г.Поршнева и Ю.Л.Старостина, М., ГУУ, 2004, 290 с. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса, М.,КомКнига, 2005 Отчет об исследовании российских фондов местных сообществ, М. Форум доноров, 2006 Социальная справедливость и межсекторное взаимодействие, Сб.ст., М., МАКС пресс, 2007 Библиотека лучших практик в области …, Под ред. А.Г.Акрамовской, М, ТАСИС,
Публикации по МСП и СИ за гг. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия.-М.:«Школа НКО», 2007 Как заставить социальные инвестиции работать на Ваш бизнес. В.Голубева, Ю.Слащева, С.Трофименко, В.Якимец. - М.: АКОС, 2007 Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под ред. Акрамовской А.Г. - М.: ЗАО «Гриф и К», Социальная ответственность компаний. Эффективные технологии управления социальными инвестициями. –М.: АСИ, 2005 Якимец В. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. – М.:КомКнига, 2005 Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии. А.Акопян, Е.Балацкий, С.Графский, А.Дынин,Е.Иванова,М.Либоракина,С.Литовченко, Дж.Мун, В.Петров, М.Флямер,В.Якимец. АМР,ПРООН,