РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Рационально и сбалансированное питание детей является одним из важнейших факторов формирования здоровья нации. Учебная деятельность предъявляет к организму учащегося повышенные требования, связанные с большим расходом энергии. Неправильное питание в детском и подростковом возрасте может привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма : к расстройствам функции органов пищеварения сердечно-сосудистой системы высшей нервной деятельности
Анализ показателей физического развития учащихся общеобразовательных школ России выявил дисгармоничное развитие у 34% учащихся 0-14 лет увеличилось в 1,5 раза число детей с патологией органов пищеварения 1,2 раза - число детей с болезнями эндокринной системы Увеличилось число детей, страдающих анемией, бронхиальной астмой Увеличилось на 61% число детей с патологией зрения На 36%- число детей с нарушением осанки На 15% - число детей, страдающих сколиозом..
Последствия нарушения питания детей 2 – 15 лет Дефицит железа, меди, витаминов А, С, В6 Дефицит Са Дефицит йода Дефицит фтора Дефицит белка и ПНЖК Дефицит витаминов, бета- каротина, микроэлементов Анемия 2% Остеопен ия Гипоти- реоз Кари-ес 88% Наруше-ния роста и развития Снижение резистентности, иммунодефициты 20% Заболевания желудочно-кишечного тракта 6%; сердечно-сосудистые заболевания 0,4%; болезни обмена веществ (сахарный диабет 0,1%, ожирение 8-10%); остеопороз Снижение ожидаемой продолжительности жизни года
Снижение резистентности, иммунодефициты Нарушения физического и нервно- психического развития Болезни обмена веществ: ожирение сахарный диабет гипертония Сердечно- сосудистые заболевания Снижение ожидаемой продолжительности жизни Функциональные нарушения желудочно- кишечного тракта Частые ОРВИ Бронхиты Бронхиальная астма Болезни желудочно- кишечного тракта 2,5 года -2,5 года
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и активными. Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно. И делать это можно и нужно. В МОУ Идринской СОШ учителя начальных классов работают по программе NESTLE Разговор о правильном питании. Проводятся классные часы Разговор о правильном питании. Семьи учащихся принимают участие в конкурсах по программе
Программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО. Целью рабочей тетради «Разговор о правильном питании» сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Программа включает в себя три модуля: «Разговор о правильном питании» - для детей 6-8 лет, «Две недели в лагере здоровья» - для детей лет, «Формула правильного питания» - для детей лет. В учебно-методический комплект программы входят методические пособия для учителя, рабочие тетради для школьников, рекомендации для родителей.
Нельзя допускать, чтобы ребенок приходил в школу голодным.
Сливочное масло: 30–40 г Растительное масло: 15–20 г Хлеб (пшеничный и ржаной): 200–300 г Крупы и макаронные изделия: 40–60 г Картофель: 200–300 г Овощи: 300–400 г Фрукты свежие: 200–300 г Сок: 150–200 мл Сахар: 50–70 г Кондитерские изделия: 20–30 г Молоко, молочные продукты: 300–400 г Мясо птицы (филе): 100–130 г Рыба (филе): 50–70 г
Недостаточно частое потребление основных продуктов питания: молока, овощей, творога и сыра, масла сливочного и растительного, каш, фруктов (48%). В рейтинге любимых продуктов ведущие места занимали чипсы и сухарики, картофель, сладкие газированные напитки, молочные продукты (мороженое, сладкие сырки). Наиболее частое явление - отсутствие завтрака перед школой (45%). Нарушения в режиме питания (50%). Частое потребление колбасных изделий: каждый третий ребенок употреблял их ежедневно, а в ряде случаев несколько раз в день (45%). Потребление кондитерских изделий и сладостей - каждый второй ребенок употреблял ежедневно или несколько раз в день (67%).
В результате исследования выявлено, что у детей в рейтинге любимых продуктов питания более высокое место заняли : молочные продукты (85%), каши (97%), овощи и соки(83%). Ребята реже стали называть в качестве любимых продуктов кондитерские изделия, чипсы, сухарики, газированные напитки, значительная часть детей относит их к числу опасных продук тов. Увеличилась доля детей, ежедневно употребляющих молочные продукты, сливочное и растительное масло, каши, соки, рыбу. Результаты анкетирования «Каша и «Ты» учащихся 2 класса Название каши Название вопроса Ман - ная Греч- невая Рисо- вая Перло - вая Овся- ная Пшён - ная Пшён- ная + рисова я Другие каши с фруктам и 1. Какие каши ты знаешь? 100 % 87,5 % 100%37,5%50% 62,5%37,5% 2. Какие из них ты ешь дома? 100 % 62,5 % 87,5 % 12,5% 25%12,5% 3. Какие из них ты ешь в школьной столовой? 75%62,5 % 75% Какие каши ты любишь? 100 % 62,5 % 75%---12,5%- 5. Сколько раз в неделю ты ешь кашу? а) каждый день, б) 2-3 раза, в) не ем. 50% 37,5% 12,5%
Анализируя возможности школы, родителей, детей и свои собственные потенциалы, коллектив поставил перед собой следующие задачи: - реализация принципов правильного питания; - получение каждым ребёнком качественного образования с сохранением и укреплением здоровья; -формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного творчества, самостоятельности в игровой деятельности; - сотрудничество с родителями и просвещение по вопросам организации правильного питания детей; -расширение у детей знаний, связанных с питанием и здоровьем, а также с историей и традициями русского народа.
Ученики моего класса могут объяснить: - какие продукты полезные и почему; - что надо есть, если хочешь быть здоровым и сильным; - в каких продуктах можно найти витамины весной и осенью; - какую пищу можно найти в нашем лесу; - что и как приготовить из рыбы; - как правильно накрыть стол; - как правильно вести себя за столом.