Альчиханова А. С., заместитель директора МАОУ « Лингвистическая гимназия 3 г. Улан - Удэ » 2011
2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован - ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций
3 Объективные противоречия, влияющие на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты : между требованиями к организации и результатам образовательного процесса в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем мотивационно - психологической готовности педагогов, профессиональной компетентности в реализации деятельностного подхода к образовательному процессу ; между широтой и разноплановостью научно - методического обеспечения ФГОС, представленного разработчиками, и недостаточностью организационных механизмов и условий для освоения документов ФГОС педагогическими и руководящими работниками в традиционном режиме формального обучения ( ПК ) в ограниченные временные сроки ; между необходимостью охвата всех учителей начальной школы и руководителей учреждений повышением квалификации по вопросам введения ФГОС и ограниченностью времени организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.
4 Общие проблемы по введению ФГОС НОО : - отсутствие осознания у учителей концептуальных позиций нового стандарта, его целей, задач и результатов ; - несформированность навыков конструирования структурных компонентов основной образовательной программы ; - неразработанность механизмов системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно - измерительных материалов оценки образовательных результатов ; - не определены особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья ; - вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом модернизации системы повышения квалификации – еще один из проблемных вопросов. Низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку, освоение современных образовательных технологий связана с отсутствием независимой системы оценки качества их работы в соответствии с современными требованиями.
5 Требования к условиям введения ФГОС НОО кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально - технические условия функциональный подход к определению условий ( возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения ( ИОС )
6 Проблематика введения ФГОС НОО Нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС НОО - Не внесены изменения и дополнения в Уставы ОУ с учетом требований ФГОС НОО, - Не сформирован полный пакет локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ по введению ФГОС НОО, в том числе должностных инструкций работников. Содержательное обеспечение введения ФГОС НОО - Не разработаны модели организации внеурочной деятельности ОУ ; - Не разработана в полном объёме основная образовательная программа начального общего образования школы.
7 Проблематика введения ФГОС НОО Организационное обеспечение введения ФГОС НОО финансово - экономическое обеспечение введения ФГОС НОО - не приведены в соответствие локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО. кадровое обеспечение введения ФГОС НОО - не обеспеченность ОУ работниками, прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации ; - отсутствие педагогических кадров и специалистов службы сопровождения ; - отсутствие результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана.
8 Проблематика введения ФГОС НОО Организационное обеспечение введения ФГОС НОО материально - техническое обеспечение ФГОС НОО несоответствие ОУ требованиям ФГОС НОО к материально - техническим условиям реализации ООП НОО. информационное обеспечение введения ФГОС НОО - отсутствие документов, подтверждающих информирование участников образовательное процесса и общественности по ключевым позициям введения ФГОС НОО ; - частичное использование информационных ресурсов ОУ устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП ; - отсутствие результатов изучения мнения родителей обучающихся по вопросам введения новых стандартов.
Пути и способы реализации ФГОС НОО - консультации со специалистами Министерства образования и науки Республики Бурятия, Комитета по образованию г. Улан - Удэ, - консультации и семинары ( МОЦОКО, РИКУиО, БГУ ), - повышение квалификации управленческих кадров ОУ, освоение новых технологий, - осуществление повышения квалификации через дистанционные курсы, использование потенциала тьюторов,
Пути и способы реализации ФГОС НОО - сотрудничество ОУ с учреждениями высшего профессионального образования, - целевое финансирование. - проведение в ОУ анкетирования ; - систематическое квалифицированное сопровождение сайта ОУ.
Спасибо за внимание !