Международные и отечественные стандарты на системы управления качеством продукции и услуг.
Качество – это.. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»
Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).
Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием. Именно стандарты серии ISO 9000 предлагают методику разработки и построения системы управления качеством, которая, соответственно, может быть официально сертифицирована, т.е. проверена и признана независимым аккредитованным органом по сертификации.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
ИСО 9000 (ISO, International Organization for Standardization). Суть ISO 9000 заключается в экономически оправданном применении так называемого "правила доверия", позволяющего рационально пользоваться ресурсами отдельно взятого предприятия и экономики, в общем, и целом. Для того чтобы понять суть ISO 9000 нужно не путать, а разделять два основных понятия - сертификация Систем качества и управление качеством. Стандарты серии ISO 9000 получили признание во многих странах с развитой экономикой. В России с 15 августа 2001 г. действует аутентичная стандартам серии ISO 9000 версии 2000 г. серия стандартов ГОСТ Р ИСО версии 2001 г.
Цель ИСО 9000 стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году очередной версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.
Стандарт ISO 9000 не является обязательным, но его наличие благоприятно сказывается на отношение и спрос предлагаемой продукции. Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах серии Этот стандарт закладывает основу для понимания базовых элементов системы менеджмента качества согласно стандартов ISO
Список стандартов серии ИСО ISO Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования». ISO Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». ISO На сегодняшний день парный стандарт к ISO 9001, описывающий способы развития системы менеджмента качества и разъясняющий методы достижения требований ISO В дальнейшем (с 2009 года) ISO 9004 переработан на основе японских стандартов менеджмента качества. Предполагается, что применение стандарта ISO 9004 версии 2009 года станет инструментом организационного развития бизнеса. Предыдущая версия «ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». В начале ноября опубликовано новое издание стандарта ISO 9004 предоставляющего организациям модель «устойчивого развития» в сегодняшней постоянно меняющейся обстановке. ISO 9004:2009, управление устойчивым развитием организации, является третьим изданием стандарта впервые опубликованного в 1987 году. Стандарт предназначен для содействия достижению устойчивого развития любой организации, независимо от размера, типа или вида деятельности.
ISO Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия «ISO 19011:2002 Рекомендации по аудиту систем контроля качества и/или охраны окружающей среды». ISO ISO Стандарты, регламентирующие методы прямой и обратной связи с потребителями в системах менеджмента качества. ISO Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. ISO Удовлетворенность потребителей. Руководство по управлению претензиями в организациях ISO Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации ISO Руководящие указания по планированию качества. ISO Руководство по менеджменту качества при проектировании. ISO Руководящие указания по управлению конфигурацией. ISO Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию. ISO/TR Руководство по документированию системы менеджмента качества. ISO Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества. ISO Руководящие указания по обучению. ISO/TR Руководство по статистическим методам в соответствии с ISO 9001:2000. ISO Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. ISO/TS Отдельные требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организаций, оказывающих соответствующие услуги.
Российские версии стандартов: ГОСТ Р ИСО аналог ISO 9000:2005 ГОСТ Р ИСО аналог ISO 9001:2008
ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандарта серии ИСО 9000, и определяет соответствующие термины. Область и условия применения Настоящий стандарт может использоваться: a) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества; b) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками; c) пользователями продукции; d) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы); e) теми сторонами, внутренними и внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ИСО 9001:2000 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации/регистрации); f) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации; g) разработчиками соответствующих стандартов Взамен: ГОСТ Р ИСО
ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества. Требования Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001:2008. При применении, настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении Взамен: ГОСТ Р ИСО Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования- на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
система менеджмента качества
Роль сертификации по ISO 9001 Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям: работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата; работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным.
Cтандарт ИСО 9000 в России России сертификацией ИСО занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации. Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года
На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009, стандарт ГОСТ Р ИСО сентября 2009 года. Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО и действуют только на территории РФ. В российской версии стандартов цифры пишутся через знак «-» а в международной через знак «:».
HAPPY ENDHAPPY END