Приложение 12 Речевая культура продавцов и покупателей
Содержание: Название проекта Цель Задачи Исследовательская работа Вывод Заключение
Цель проекта: Выяснить, какие речевые ошибки допускают работники продуктового магазина и его покупатели и насколько вежлива их речь
Задача проекта: Провести исследовательскую работу в 2-х магазинах (на ул. Пискунова) по выявлению частых речевых ошибок, уровня вежливости людей, взаимопонимания и поведение в дискуссиях.
Исследовательская работа: Мы договорились с продавцами магазина «Янта», чтобы они разрешили провести нам исследование в их магазине. А в магазине «Продукты» мы специально не стали сообщать продавцам о нашей работе, и потратили в нем меньше времени на исследование. Но после исследования мы все же сообщили продавцам о проведенной нами работе.
Наше исследование заключалось в том, что мы стояли в 5-6 метрах от кассы магазина и наблюдали, как общаются продавцы с покупателями. Некоторые сведения мы записывали.
Нам пришлось услышать несколько речевых ошибок и неправильное ударение в словах, и вот некоторые из них: -оплачивать за услуги (надо: оплачивать услуги) -более хуже (надо: еще хуже) -егошний, ихний -не хватает двести рублей (двухсот) -тЕфтели (тефтЕли) -нет время (нет времени) -считается как лучший чай (считается лучшим чаем)
Несколько просторечных слов: -Большеватый – вместо великоватый -Маманя – мамочка -Мужик – муж -Жратва – еда -По-быстрому - быстренько, быстро -Зараз – сразу -Сколько много - так много -По ходу - похоже
Орфоэпические ошибки: дОговор (договОр) -Алкоголь (алкогОль) -вы неправЫ (вы непрАвы) -подклЮчен (подклЮчен) -свеклА (cвЁкла) -твОрог (твoрОг) -щАвель (щавЕль) -кухОнный (кУхонный) - тортЫ (ТОрты)
В целом, по нашему мнению, речь продавцов и покупателей негрубая и достаточно вежливая. Мы не наблюдали конфликтов, грубых и нецензурных слов. В том магазине, в котором мы не сообщали продавцам о нашей работе, их речь была менее вежливой, и речевых ошибок они допускали больше чем в магазине, в котором продавцы знали о нашем исследовании.
Продавец магазина «Янта»:
Затем, после проведенного исследования, мы составили статистику типов ошибок в речи продавцов и покупателей: Орфоэпические ошибки – 40 % от всех ошибок; Грамматические – 20 % от всех ошибок; Употребление лишнего слова (плеоназм) – 5 %; Нарушение лексической сочетаемости – 15 % Неправильный выбор падежного окончания – 10 % Повторы – 7 % употребление рядом или близко однокоренных слов – 3 % При этом работники магазины выражались заметно правильнее чем покупатели, что обусловливается особенностями их работы
Статистика вежливости продавцов и покупателей: «Янта»: - частое употребление выражений «пожалуйста, спасибо, спасибо за покупку, всего доброго, приходите к нам еще» - 70 % от времени на обслуживание всех покупателей «Продукты»: - употребление вежливых выражений, внимание к покупателям – 20 % от времени на обслуживание покупателей. В магазине «Продукты» продавцы вели себя более равнодушно по отношению к покупателям, чем в магазине «Янта». Посетители магазина много раз переспрашивали продавцов о каком-либо товаре, на что те часто отвечали невежливо и с пренебрежением.
Вывод: После проведенного исследования и составленной статистики о речевых ошибках, мы поработали со статьей в интернете «Культура устной речи» и выяснили, что является их основными причинами. Основные причины речевых ошибок: Непонимание значения слова Лексическая сочетаемость Употребление синонимов Многословие Новые слова Устаревшие слова Слова иноязычного происхождения Разговорные и просторечные слова Фразеологизмы
Чаще всего для устранения речевых ошибок используются специальные учебники по культуре устной и письменной речи, в школах вводятся специальные занятия и факультативы. На улицах иногда можно встретить молодых людей, которые предлагают ответить на некоторые вопросы, чтобы узнать, насколько правильно вы говорите, и составить статистику о речевых ошибках. Мы подумали, как мы могли бы помочь продавцам и покупателям устранить их речевые ошибки. Мы воспользовались той же статьей в интернете, «Культура устной речи». Так как больше всего, по нашей статистике, люди допускают орфоэпические ошибки, мы составили несколько небольших листков с правилом о том, как научиться ставить ударение в трудных случаях и примеры такого правила. Такие листки мы раздали продавцам и 3 покупателям.