Результаты и эффекты комплексной модернизации региональных систем образования Результаты и эффекты комплексной модернизации региональных систем образования Государственный Университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Абанкина Ирина Всеволодовна
Основные цели реформирования: стимулирование процессов развития и нововведений за счет стремления школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности рост возможностей образовательного выбора для учащихся рост автономии школы повышение эффективности бюджетных расходов
Направления поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО) РКПМО – проекты субъектов Российской Федерации, направленные на предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получения комплекса качественных образовательных услуг в безопасных и комфортных условиях посредством комплексной модернизации региональной системы образования. Программа поддержки РКПМО рассчитана на 3 года - с 2007 по 2009 гг. Объем федерального финансирования гг. – более 14,5 млрд. руб. Софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации – более 30 млрд. руб. По результатам конкурса выбрано 34 региона – 31 победитель + 3 консультанта Направления комплексной модернизации: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающего соответствие условий обучения современным требованиям; обеспечение общественного участия в управлении образованием.
Трехкомпонентное бюджетное финансирование финансирование по нормативам на одного учащегося - « подушевые » региональные нормативы на оплату труда и учебные расходы и муниципальные нормативы финансирования содержания школы и пришкольных территорий; стимулирующее финансирование – Национальный проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней; программное финансирование развития – развитие материальной базы, информатизация, реструктуризация сетей и др.
Доля учителей пенсионного возраста в школах Россия14,215,116,016,9 Москва17,718,519,520,3 Санкт-Петербург19,320,220,921,6
Доля учителей со стажем работы менее 10 лет Россия23,822,320,819,4 Москва30,629,027,326,1 Санкт-Петербург25,526,421,918,8
Соотношение учащихся и учителей в школах Россия11,110,810,5 Москва12,912,412,011,8 Санкт-Петербург13,112,312,012,1
Цели внедрения НСОТ Система оплаты труда педагогических работников должна быть направлена на: экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, экономическое стимулирование роста профессионализма, продуктивности и качества педагогического труда, всеобъемлющий учет их квалификации, всеобъемлющий учет их квалификации, развитие инновационной деятельности и творческой инициативы. развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.
Ключевой принцип Разделение ФОТ: базовая часть - оплата за урочную и внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя – примерно 70% стимулирующая часть – оплата за результативность и качество, распределяется с участием органов государственно-общественного управления школы – примерно 30%
Характеристики НСОТ увязка зарплаты и качества; нормирование и учет в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых; расширение стимулирующей функции зарплаты; участие представителей общественности и профсоюзов в принятии решений о качестве и стимулировании работы; результирующий рост фактических доходов учителей.
Повышение зарплаты учителей: min – КБРmax – Московская область в номинальном выражении 1,67 раза2,2 раза в реальном выражении 1,33 раза1,76 раза
П озитивные сдвиги и трудности, возникшие при переходе на НСОТ Заслон урокодательству Поддержка лидеров Не административное, а экономическое стимулирование перехода на «школу полного дня» и «учителя полного дня»: результат - снижение безнадзорности и социального сиротства Постепенное выращивание готовности к внешней оценке своего труда, новое отношение школы с родителями Заинтересованность в достижениях учеников Повышение престижности работы в школе, зарплата становится конкурентоспособной, а работа интересной: результат – приход в школу мужчин и молодежи Снижение зарплаты тех учителей, которые работали на 1,5 ставки: при учете всех видов работы они вынуждены сокращать урочную часть Напряжение в педагогических коллективах, сравнение между собой Высокие издержки на администрирование стимулирующей части, если ее доля не превышает 10% от ФОТ
добиваться успехов учеников, а не ступеньки в карьерной лестнице, потому что платят за результат, не за категорию Школа – территория социального благополучия Школа – территория творчества и инноваций Школа – территория партнерства учителей, учеников, родителей, общественности Эффекты внедрения НСОТ Новый социальный статус учителя - из «новых бедных» в средний класс Новая мотивация учителя: добиваться успехов учеников, а не ступеньки в карьерной лестнице, потому что платят за результат, не за категорию Новый облик школы: Школа – территория социального благополучия Школа – территория творчества и инноваций Школа – территория партнерства учителей, учеников, родителей, общественности
Спасибо за внимание Государственный университет – Высшая школа экономики Институт развития образования Ирина Всеволодовна Абанкина