Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
Как должна быть организована работа методического объединения в школе? Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение, какими силами планируется осуществить решение стоящих перед школой проблем в данный момент времени.
Работа МО в образовательном учреждении должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать основные направления деятельности методических объединений учителей различных учебных предметов (повышение квалификации, самообразование, деятельность по обобщению и распространению опыта работы, главная задача обобщения опыта это определение достигнутых учителем методических успехов). Элементами данной системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в данный период, учащиеся школы и их возможности и потребности, а также многое другое.
Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.
Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.
План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель это ожидаемый результат образования, а задачи формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.
Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим рекомендации окружных и городских методических кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы. Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.
Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом; во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно- экспериментальной и научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора того или иного варианта учебно- методического обеспечения преподавания предметов в основной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.
В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.
Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями. На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.
Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.
Рекомендации председателю методического объединения Направления и формы работы методического объединения учителей любого цикла могут быть самыми разнообразными. Методистами МЦ Северного округа в помощь педагогическим кадрам округа на основе изучения нормативных документов, материалов Департамента образования города Москвы, методических рекомендаций разработан вариант материалов для организации работы методического объединения учителей на новый учебный год. Материалы могут помочь председателю МО в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь каждый руководитель методического объединения школы.
План работы должен иметь следующие разделы.
Банк данных членов МО. Ф.И.О. Предмет Педстаж Предметное образование, категория Тема самооб- разования, год Практичес-кий выход, обобщение опыта Курсы, год, где, удост. Следующий период обучения
Анализ работы МО за прошедший год. Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год. Методическая тема, над которой работает МО. Методическое обеспечение предметов. Класс,Год Учебник, год издания, автор Количество часов Программа, автор, год Комплек-тация программа план 5 класс 6 класс …
График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО. Участие в контроле за качеством обучения и преподавания (графики взаимопосещения уроков, открытых уроков, проведения контрольных/лабораторных работ по предмету и т. д.). Самообразование учителей. Ф.И.О. Предмет, класс Год повыше-ния квалифи- кации Тема самообразова-ния Формы отчета по самооб-разованию Какой опыт обобщается Какие материалы готовит для МО, пед-совета и т. п
(Содержание ячеек 4, 5, 7 должно быть связано с темой самообразования.) Планирование заседаний МО (с указанием тематики). Работа с молодыми или вновь прибывшими специалистами. Внеурочная деятельность по предмету (предметные недели, олимпиады, конкурсы). Укрепление учебно-материальной, технической базы кабинетов. Кабинет Состояние кабинета План пополнения Наглядные пособия ТСО Метод. литература Дидакт. материал
При планировании работы МО рекомендуется включить следующие вопросы. Вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов). Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы. Изучение нормативных документов. Изучение новых программ и учебников. Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий. Вопросы преемственности и межпредметных связей. Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей. Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом. Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков. Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся. Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами. Подготовка экзаменационного материала. Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации. Подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п. Отчеты учителей по теме самообразования. Организация накопления методических материалов и разработок. Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей. Внеклассная работа по предмету.
Анализ работы методического объединения за год Задачи, которые были поставлены перед методическим объединением. Какие результаты получены ? Итоги экзаменов; результаты олимпиад; результаты поступления в высшие учебные заведения; выполнение программ; воспитанность учеников (в чем проявляется?); итоги городских, окружных контрольных работ, тестирований и школьного мониторинга). Что способствовало получению этих результатов ? Кадровые условия (подготовленность учителей, повышение квалификации, работа без больничных); методические (наличие программ, учебников, пособий, разработок, обмен опытом, использование новых технологий: УДО, тестирование, информатизация, итоги работы по самообразованию); нормативные (законы, приказы, распоряжения, положения); организационные (расписание, педагогическая поддержка классного руководителя); материальные (наличие множительной техники, компьютеров, приборов и т. д.). Что препятствовало ? Какие проблемы возникли ? Сформулировать проблемы. Что необходимо сделать, чтобы разрешить эти проблемы? Какие задачи (в связи с проблемами) выдвигаются на следующий год? Анализ оформляется и сдается руководителю, курирующему методическую работу в школе. На заседании МО председатель делает сообщение, используя подготовленные материалы.
Документация методического объединения Положение о методическом объединении, приказ о назначении председателя МО. План работы методического объединения. Протоколы заседаний. Результаты диагностики, анализы проводимых срезов, контрольных работ и т. д. Тексты окружных работ. Результаты предметных олимпиад. Анализ работы методической службы за год. Предлагаем приложения по оформлению документации по работе методического объединения
Характеристика кадров Фамилия, имя, отчество. Год рождения. Образование (когда и какой вуз окончил). Должность. Педагогический стаж. Учебная нагрузка. Категория, разряд (год присвоения). Повышение квалификации (курсы, год). Ученая степень. Звание («Отличник народного образования», «Почетный работник», Заслуженный учитель РФ). Награды, поощрения. Печатные работы. Домашний телефон.
Протокол заседания методического объединения учителей школы _______ От « » __________ 200__ года Тема заседания. Присутствовали. Обсуждаемые вопросы. ФИО выступавших на заседании МО. Содержание выступлений. Результаты, итоги обсуждения.