Технологии обучения
развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско- зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно- коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дистанционного обучения и др.
Технология - (от греч. «техно» - мастерство, искусство, «логос» - понятие, учение). В широко аспектном определении под технологией понимают совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.
Педагогическая технология - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание. содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение умений и формирования личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения (Беспалько В.П.).
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему методов и средство обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (Беспалько В.П.) законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности гарантированного результата, чем это имеет место при традиционных методиках.
Показатель технологичности наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. конкретно измеримого представления понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели; представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения; наличие достаточно жесткой последовательности, логики определенных этапов усвоения темы, материала и т.д.; указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (учителя и ученика, учащихся друг с другом), а также их взаимодействие с информационной техникой: мотивационное обеспечение деятельности учителя и учеников, основанные на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный смысл); указание границ правилосообразной (алгоритмической и творческой) деятельности учителя, допустимого отступления от единообразия правил; применение в учебном процессе новейших средств и способов информации.
Характеристика технологичности результативность; экономичность (в единицу времени эффективно усваивается большой объем учебного материала); эргонометричность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, без перегрузки и переутомления); создание высокой мотивации к изучению предмета
Принципы принцип целенаправленности; гуманизации, гуманитаризации; политехнический принцип; принцип многоуровневости; интегративного подхода; принцип творческой направленности; принцип компьютеризации; научности, систематичности и последовательности; сознательности и активности; доступности и прочности; воспитывающего и развивающего обучения
Критерии оценки цель (диагностируемая и гарантируемая) выражена в конкретных знаниях (понятиях, фактах, законах) умениях и навыках, результатах деятельности; учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с учителем; учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся минимально необходимый комплект средств, а не только передает учебную информацию; основной акцент делается на организацию видов и форм познавательной деятельности обучаемых.
Технологии активного обучения это организация процесса познания, при которой целеустремленная деятельность учителя направлена на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса. самостоятельности, творческой активности учащегося в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие познавательном процессе, каждый учащий либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи (Конаржевский Г.М.).
Проблемное обучение Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. В результате последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач и последовательного их разрешения, обучающие активно усваивают знания, развивая при этом познавательную активность и творческую самостоятельность.
Активные методы обучения методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящегося на диалогах,предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы (Мирежиков В.А.). Интерактивные * методы обучения - специальная форма организации познавательной деятельности, направленная на диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. * Интерактивный - способный действовать или находиться в режиме диалога, беседы.
Адаптивная технология обучения Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности, в развитии и совершенствовании умений самостоятельно добывать знания. На этой основе происходит формирование интеллекта школьника в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. Основная сущность технологии заключается в одновременной работе преподавателя по: управлению самостоятельной работой учащихся; работе с отдельными учащимися индивидуально; осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей; максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Технология коллективного взаимообучения Парная работа используется в трех видах: статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями («учитель» - «ученик»); так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; динамическая пара: четверо учащихся готовят одно задание, но имеющее четыре части: после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнером), причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарища; вариационная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его. анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Технология позволяет развивать навыки мыследеятельности, совершенствовать логическое мышление и понимание, способствует более прочному усвоению знаний через активную познавательную деятельность
Технология «учебные портфолио» Технология учебные портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по: конечным результатам; материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности; приложенным усилиям. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: первый - папка достижений (грамота, благодарственные письма, табель успеваемости и т.д.) второй - рефлексивное портфолио (творческие работы учащегося: рисунки,поделки, видеокассеты) третий - проблемно-исследовательский (доклады, выступления, сообщения); четвертый - тематический (создание материалов в процессе изучения какой-либо большой темы). Портфолио могут представляется как в бумажном, так и в электронном виде. Данная технология прекрасное средство для развития интеллектуальных способностей, углубления и формирования познавательных интересов, формирования мотивации достижения.
Технология обучения в сотрудничестве Цель технологии обучения в сотрудничестве (обучениие в малых группах) - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Идея обучения в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять. учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий: формирование групп происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности; группа получает одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками; оценивается работа не одного ученика, а всей группы; учитель сам выбирает ученика, который отчитывается за задание.
Игровая технология Технология игровой деятельности (игровая технология) - представляет собой определенную последовательность действий, операций специалиста (педагога, психолога, игротехника и т.д.) по отбору материала, разработке и подготовке игры, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и содержательных результатов.
Информационные технологии Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Метод игрового проектирования Данный метод как разновидность занятий применяется в виде имитационной игры. При этом в отличие от деловой игры, где воспроизводится или имитируется процесс моделируемого или условного объекта, при игровом проектировании в основном производится процесс создания объекта. Характер проектирования, как правило, коллективный. Технология проведения таких занятий разнообразна, но и основе их лежат три элемента: алгоритм разработки проекта, механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта, механизм определения ролевых интересов.
Тренинговые технологии Тренинговые технологии - это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений. Тренинг - это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки. Принципы построения: диалогизация; постоянная обратная связь; самодиагностика; добровольное участие; конфиденциальность. В основе тренинга лежат упражнения, которые предполагают при их организации: четкую постановку цели, контроль за правильностью выполнения, детальный анализ ситуации, возможность высказать свою точку зрения, поделится своими ощущениями и переживаниями, контроль за эмоциональным состоянием. Виды тренингов: психологические; тренировочные; интеллектуального развития; решения управленческой задачи; решения ситуации; общения; креативности и др.
Технология коллективной мыследеятельности Главная цель педагога-обучение ученика деятельности в коллективной работе. Состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых делится на четыре основных такта:вводе в проблемную ситуацию,работа по творческим микрогруппам,вынос обсуждаемой проблемы на поток,выход на новую проблему.
-Дискуссионные технологии- круглый стол, собрание,ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения.Заключается в коллективном обсуждении к-л вопроса,проблемы и сопоставление информации, идей,мнений,предложений. -Дискуссии: диспут;конференция;дискуссии в печати,по радио,по телевидению;прогрессивная дискуссия. -Используемые методы:вопрос,ответ;метод контрольных вопросов;обсуждение в полголоса;методика «лабиринта»;методика эстафеты;свободно плавающая дискуссия; «аквариум».
Педагогическая студия: Пролог-психологический настрой,интеллектуальная установка. Этюд-иллюстративный метод,обеспечивающий прдъявление того феномена,который изучается на студии. Экспликация-метод аналогии,позволяющий построить логический путь от житейских представлений к научным обобщениям,понятиям. Коррекция-упражнения,содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла. Рефлексия-завершающая часть,способствующая осмыслению нового опыта.
Педагогические мастерские- специально организованное педагогом развивающее пространство,которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению нового знания. Этапы: -индуктор;социализация –работа с материалом,информацией; -обработка информации в виде коллективного творческогопродукта; -представление своих открытий,проектов; -рефлексия-общий анализ пережитого,открытого в себе.
Технология организации активных лекционных форм: Лекция –визуализация(содержание представлено в образе:рисунок,графика,схема. Лекция вдвоем-проблематизация происходит за счет формы и содержания. Лекция –пресс конференция. Лекция – консультация. Лекция –провокация. Лекция – диалог. Лекция с применением дидактических методов: «мозговой атаки», «метод конкретных ситуаций»
Деловая игра. Цель: сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе,выработка стиля поведения. Условия: проигрываются реальные события; приводимые факты должны быть интересными; ситуации – проблемными. Технология деловой игры Этап подготовки : -разработка сценария - плана деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения. -Ввод в игру - постановка проблемной цели - условия, инструктаж - регламент,правила - распределение ролей - формирование групп - консультации. -Этап проведения. Групповая работа над заданием - работа с источником - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником -Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результата - правила дискуссии - работа экспертов. -Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка - выводы и обобщения – рекомендации.
Дебаты. Цель:сформировать логическое и критическое мышление,навыки организации своих мыслей,уверенность в себе,способность работать в команде,эмпатию,толерантность. Этапы: -подготовка к игре(тема,тезис,которые провоцируют интерес,затрагивают значимые проблемы). -работа с информацией по теме(активизация знаний,поиск информации,составление кейсов). -выступления(задача склонить судей и зрителей к своей точке зрения). Методы:речь спикера,перекрестные вопросы,тайм-аут,свободные дебаты,симпозиум,эспресс-дебаты и т.д.
Кейс технология. Цель: научить слушателей анализировать информацию,выявлять ключевые проблемы,выбирать альтернативные пути решения,оценивать их и принимать оптимальное решение,формировать программу действий. Этапы: -изучение текста с описанием ситуации,самостоятельно выясняется суть проблемы и определяется собственная позиция по оценке ситуации; -работа в небольших группах,обмен мнениями по кругу проблем; -общегрупповое обсуждение под руководством учителя; Особенностью обсуждения является то,что учитель не дает качественной оценки ответов. Любое высказывание воспринимается как допустимое.