Оценка уровня использования пакета свободного программного обеспечения в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации Результаты мониторингового исследования Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» МИЭМ, сентябрь 2010
2 Введение В ходе выполнения решений Правительства Российской Федерации, посвященных оснащению средних школ программными средствами поддержки учебного процесса, в течение гг. все образовательные учреждения России, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, получили базовые пакеты свободно распространяемого (открытого) программного обеспечения (ПСПО), предназначенного для обучения компьютерной грамотности, основам информатики и новым информационным технологиям в операционной среде Linux.
3 Цель мониторингового исследования заключалась в получении и обобщении актуальных сведений, позволяющих оценить масштабы и качество проведенных мероприятий, определить отношение школьных руководителей и специалистов к проблеме правового использования программного обеспечения в учебном процессе, в том числе, не требующего лицензионных отчислений, выявить причины, оказывающие влияние на темпы и эффективность внедрения ПСПО в практику преподавания информатики и других предметов школьной программы.
4 Направления исследования общий уровень компьютеризации общеобразовательных школ в регионах, степень и характер распространения среди них пакета свободного программного обеспечения (ПСПО), статистику результатов обучения преподавателей работе с ПСПО, мнение экспертов о перспективах и проблемах дальнейшего внедрения ПСПО в учебный процесс.
5 Метод проведения исследования Исследование проводилось методом массового экспертного анкетирования, в качестве экспертов-респондентов выступали руководители и преподаватели общеобразовательных учреждений (ОУ) страны. Анкеты, предназначенные для руководителей ОУ, содержали вопросы, связанные с внедрением пакета ПСПО, в анкеты преподавателей были включены вопросы, касающиеся его освоения и использования в учебном процессе.
6 Он-лайн анкетирование (
7 Он-лайн анкетирование (
8 Основные показатели исследования в ходе исследования было собрано и обработано более 21 тысячи анкет, в анкетировании приняли участие эксперты, представляющие свыше 9 тысяч городских и сельских ОУ, расположенных в 83 субъектах Российской Федерации, средний возраст экспертов из числа преподавателей ОУ составил 41 год, средний стаж работы в школе – 14 лет.
9 Число учащихся, приходящихся на один компьютер различия между регионами достигают 300 % * показаны субъекты РФ, по которым число заполненных анкет превышает 100
10 Среднее количество персональных компьютеров в общеобразовательных школах
11 Уровень компьютеризации общеобразовательных школ 66% учащихся и 72% преподавателей ОУ, в которых они работают, регулярно используют компьютер в своей учебной или преподавательской деятельности Согласно оценкам экспертов
12 Доля учащихся, регулярно использующих персональный компьютер в школе
13 Доля учителей, регулярно использующих персональный компьютер в школе
14 Комплект ПСПО «Первая Помощь 2.0» комплект ПСПО был получен практически всеми школами, которые представляют эксперты – это подтвердили 99 процентов опрошенных. доля экспертов из числа преподавателей, у которых комплект ПСПО был установлен на рабочем компьютере, составила только 53 процента.
15 Получение комплектов ПСПО с помощью курьерской службы доставки Для доставки комплекта в школы широко использовался достаточно дорогой способ - курьерская служба. В целом 72 процента опрошенных экспертов указали, что именно этим способом комплекты ПСПО были доставлены в школы, где они работают.
16 Проблемы, возникшие при установке комплекта ПСПО недостаточная полнота сопроводительной документации - 11%; конфликты, вызванные несовместимостью компьютерного оборудования - 16%; программные ошибки - 8%. Об отсутствии проблем при установке ПСПО на рабочие компьютеры сообщило лишь 22 % из числа опрошенных преподавателей
17 Использование ПСПО Качество услуг по поддержке ПСПО, предложенных разработчиками Распределения балльных оценок удобства использования ПСПО
18 Конфигурации базового комплекта ПСПО, из числа установленных на рабочих компьютерах преподавателей Линукс Легкий9% Линукс Юниор10% Линукс Мастер17% Линукс Терминал1% Школьный Сервер3%
19 Получение исправленных версий двух дисков базового комплекта Первоначально поставленные школам комплекты ПСПО «Первая Помощь 2.0» содержали два непригодных для использования диска со свободным программным обеспечением (диск 26 конфигурации «Линукс Мастер» и диск 27 конфигурации «Школьный сервер») Факт получения корректных версий дисков 26 и 27 взамен непригодных для использования подтвердило только 57 % опрошенных
20 Планирование использования СПО в учебной деятельности Среднее значение этого показателя по стране превысило 70 %
21 Закупка лицензионного ПО В среднем по стране - около 50 % опрошенных
22 Планирование приобретение услуг по поддержке ПО
23 Диаграмма распределения балльных оценок качества преподавания учебных курсов
24 Перспективы использования свободного программного обеспечения 75% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободное программное обеспечение под управлением ОС Linux; 80% опрошенных руководителей ОУ планируют использовать в образовательном процессе свободно распространяемые программные приложения, которые могут работать под управлением ОС Windows (офисный пакет OpenOffice.org, интернет-браузер Firefox, графический редактор Gimp и др.); 48% опрошенных руководителей ОУ планируют закупать лицензии на коммерческое ПО (в т.ч. компании Microsoft); 35% опрошенных руководителей ОУ планируют закупать услуги по поддержке ПО.
25 Перспективы использования свободного программного обеспечения Несовместимость компьютерного оборудования, программных продуктов, электронных образовательных ресурсов и обучающих средств. Сложности освоения базового комплекта ПСПО. Наличие нерешенных организационных и финансовых проблем По результатам анкетирования было получено и обработано более 2-х тысяч мнений и комментариев руководителей ОУ и преподавателей информатики. Были выявлены несколько наиболее важных проблемных тем:
26 Основные выводы внедрение свободного программного обеспечения практически ничем не отличается от внедрения проприетарных программных продуктов; проблемы миграции унаследованных приложений, в частности, обучающих мультимедийных программ и интерактивных электронных образовательных ресурсов.
27 Спасибо за внимание ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» выражает благодарность всем экспертам из числа руководителей и преподавателей общеобразовательных школ, принявшим участие в мониторинговом исследовании.