Программа развития ОУ как инструмент управления качеством образования В.Н. Волков руководитель РЦ школы 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Практика изменений школы с 1998 года Преемственные программы развития: Участие в проектах и программах различного уровня: 4 международных проекта (с 2004 года; партнеры - Белоруссия, Великобритания и Австрия); 2 федеральных проекта ( годы; тематика - профильное обучение, безотметочное обучение и др.); 10 городских и районных проектов (с 1998 года; тематика - управление качеством, организация работы персонала и др.) годы годы годы годы годы I этап II этап III этап IV этап годы годы
IV Программа развития школы на годы: структура и ресурсы 26 проектов «бюджет развития» – 72 млн. рублей (план на 5 лет, факт – 2 года) Антикризисный сценарий Оптимальный сценарий Расширенный сценарий
Новые возможности: образовательный процесс + продолжение 12 проектов, начатых ранее + 14 новых Результат расширенного сценария развития школы 619 в 2013 году
Проектное управление управление развитием ОС в динамике – изменения в системе, инновационная деятельность и т.д. Формы: управляемое и саморазвитиесаморазвитие Процессное управление управление функционированием ОС «в статике» – регулярность и регламентированность процессов и циклов, повторяющихся м.б. при неизменных внешних условиях NB! Можно не управлять развитием, НО ОНО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ Теория: типы управления и формы развития
Теория: программно-целевой метод управления (1990-е годы) 2. Определение желаемого образа будущего ОУ, параметров работы 3. Определение стратегии и тактики перехода ОУ в новое состояние 1.Фиксация состояния ОУ для определения «точки отсчета»
Ведущие направления работы школы в годах Качество школьных процессов: распространение информационных технологий на все виды деятельности школы экологическое образование учащихся проектные методы работы школьников развитие ученического самоуправления обучение педагогов для поддержки перспективных направлений работы школы развитие международного сотрудничества Качество результатов работы: высокое качество подготовки выпускников переход в новый хозяйственный режим и повышение оперативности внутришкольного управления открытие загородной дачи создание экопарка оптимизация работы районного ресурсного центра на базе школы повышение открытости школы обществу и потребителю (например, практика публичных докладов)
Инструментарий преобразований Цель – качество образования
Поддержка программы развития: новая оргструктура школы
Поддержка программы развития: корреспондирующие документы Годовые планы работыАнализ работыПубличный отчет Кадровая политика Политика в области качества Сертификация ИСО 9001 и аудиты Образовательная программа Программа информатизации IV Программа развития школы на годы Учебные программы
Сертификация школы по системе ИСО 9001 (2011 год) Сертификаты ГОСТ Р ИСО и ГОСТ Р
«Школа 619 образца 2013 года»: ключевые идеи ЦЕЛЬ: качественное образование обучающихся и содействие их всестороннему развитию Преемственный образовательный процесс школе оптимально сочетающийся по ступеням и сферам образования Школа – «центр притяжения» местного сообщества, его ведущий социо-культурный субъект IV Программа разрабатывалась как совокупность 26 различных проектов Последовательность процесса развития школы
«Школа 619 образца 2013 года»: основные характеристики качественное образование учащихся, подтверждаемое независимыми формами аттестации; конкурентоспособность выпускников в ВУЗах; в школе существует реалистичная система воспитания; школа не наносит ущерба здоровью обучающихся, в ней они защищены от негативных влияний внешней среды; высокопрофессиональный и творческий педколлектив; школа эффективно управляется, используются механизмы государственно-общественного управления; современная материально-техническая база и пространственно- предметная среда; школа интересна профессиональному педагогическому сообществу Санкт-Петербурга, России и мира; школа имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и научными организациями и вовлечение их в образовательный процесс