Личность учителя информатики в современной школе Учитель информатики МОУ СОШ 49 г. Белгорода Богданова В.А
Развитие профессионализма учителя в условиях инновационной деятельности Инновационные процессы в системе образования предъявляют новые требования к профессионализму педагогических кадров. Сегодня педагог-профессионал - это специалист, имеющий высокий уровень профессиональной деятельности, способный совершенствоваться и самосовершенствоваться в процессе педагогического труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию и стимулирующий в обществе интерес к результатам своей работы.
Профессионализм учителя Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности. Профессиональная компетентность Педагогическая рефлексия Личностный потенциал
Профессиональная компетентность Психолого-педагогическую компетентность учителя можно рассматривать как совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (М.И. Лукьянова). В качестве основных компонентов психолого-педагогической компетентности можно выделить: грамотность (общепрофессиональные знания), умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности; профессионально значимые личностные качества.
Личностный потенциал Профессионализм является результатом "внутренней" активности личности (А.К. Маркова). Профессиональная активность определяется как интегральное, динамичное качество учителя, проявляющееся в профессионально- педагогической деятельности, отражающее уровень самореализации, саморазвития личности и преобразования деятельности.
Педагогическая рефлексия Педагогическую рефлексию необходимо целенаправленно формировать в сознании будущего учителя и начинать этот процесс не только с личностного, но и профессионального самопознания (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко). Рефлексивная самооценка педагога помогает ему объективно оценивать собственную личность, свою профессиональную компетентность, результаты деятельности, программировать свое саморазвитие и профессиональный рост.
Содержание курса информатики Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап "смены парадигм". В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Программирование Информационные технологии Информационная компетентность
Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.
Основные направления развития целей и содержания обучения информатике в школе ИНФОРМАТИКА ИКТ- компетентность Целостное мировоззрение Методы научного познания Развитие мышления Социализация школьников
Основные направления развития целей и содержания обучения информатике Формирование социально грамотной и социально мобильной личности: быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т. д. Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения (проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации): общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, роль новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.
Основные направления развития целей и содержания обучения информатике Развитие мышления школьников: теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Овладение современными методами научного познания: формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т. д. Формирование общеучебных умений и навыков: поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности; проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов; умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности.
Основные направления развития целей и содержания обучения информатике Формирование информационно-функциональной грамотности человека, включая элементы информационных технологий, информационной культуры в среде современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Социализация школьников, подготовка их к труду, профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение молодежи в процессе перехода к постиндустриальному, так называемому информационному обществу.
Диагностика профессиональной компетентности учителя Диагностика профессиональной компетентности проводится не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования педагогов.
1. Оценка педагогической деятельности учителя Методика 1. Экспертная оценка и самооценка педагогических умений учителя. Методика 2. Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии Методика 3. Учитель глазами ученика Методика 4. Готовность к педагогическому творчеству
2. Оценка личностных способностей педагога Методика 1. Моя информационная культура Методика 2. Умеете ли вы контролировать себя? Методика 3. Насколько вы ответственны? Методика 4. Направленность вашего ума Методика5. Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора. Методика 6. Ваш творческий потенциал
3. Особенности педагогического общения Методика 1. Выявление тенденций к стилям педагогического общения Методика 2. Предрасположенность к конфликтному поведению.
Насколько вы ответственны? 1. Вы приходите на деловые встречи вовремя? 2. Можно ли положиться на вас? 3. У вас всегда есть деньги на черный день? 4. Узнав, что друзья занимаются чем-то незаконным, сообщите ли вы об этом в милицию? 5. Отдохнув на природе, вы уберете за собой мусор? 6. Вы регулярно делаете зарядку? 7. Стараетесь ли вы не употреблять в пищу такие продукты, которые плохо сказываются на здоровье? 8. По-вашему, работа должна стоять на первом месте? 9. Всегда ли вы участвуете в выборах? 10. Вам свойственно отвечать на письма в течение 1-2 дней после их получения? 11. Вы согласны с мнением, что если что-то делать, то делать хорошо? 12. Вы придете на деловое свидание, если будете плохо себя чувствовать? 13. У вас были неприятности с законом? 14. Выбирали ли вас в какие-нибудь органы самоуправления? 15. Вы регулярно помогали по дому в детстве?
Насколько вы ответственны? Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный - 0 баллов. В вопросе 13 "да" оценивается 0 баллов, "нет" - 1 балл. Если вы набрали от 10 до 15 баллов, вы очень ответственный, чувствительный и вежливый человек. На вашу честность можно положиться. От 3 до 9 баллов означает, что вы можете быть ответственным человеком, но часто совершаете безответственные поступки. 2 балла и ниже характеризуют испытуемого как человека безответственного, который постоянно попадает из одного кризиса в другой.