Инновационная деятельность педагога в условиях перехода на ФГОС
Педагогическая инноватика - рычаг образования "Дайте мне рычаг и я переверну Землю!"
Что такое педагогическая инноватика? Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
Виды педагогических инноваций Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности. Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Инновационные направления 1. Инновационные технологии воспитания: - создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы: -информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека); -нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон); -различные варианты школы полного дня; -создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы; -социальное проектирование.
Инновационные направления 2. Создание системы работы с одаренными детьми; 3. Информатизация образовательного процесса; 4. Применение инновационных технологий: Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); Игровые технологии; Технологии развивающего обучения; Проблемное обучение; Технологии уровневой дифференциации; Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов); КСО Мониторинговая оценка
Классификации субъектов инноваций 1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом. 2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы. 3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам. 4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы"). 5 группа - колеблющиеся, обычно - 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.
Факторы, препятствующие инновационной деятельности Недостаток времени 72,7% Накопившееся педагогическое разочарование 54,5% Собственная инертность 27% Отсутствие поддержки администрации 27% Состояние здоровья 27% Отсутствие поддержки коллег 18%
Факторы, способствующие инновационной деятельности Пример и влияние коллег 91% Новизна деятельности, возможность экспериментировать 91% Потребность в саморазвитии, в новизне 63,6% Атмосфера сотрудничества и поддержки 100% Возможность признания в коллективе 22%
Инновационная деятельность инновационная деятельность создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников, направлена на улучшение благосостояния учителя, способствует устранению симптома «педагогическая усталость», направлена на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив в образовательной программе школы
Стратегическая цель: Обеспечение доступности качественного образования. Создание современных условий для реализации программы ФГОС Участие в краевом эксперименте ФГОС ООО Реализация школьной программы «Одаренные дети» Совершенствование системы мониторинга эффективности деятельности педагогов Совершенствование НСОТ Расширение реализации проекта «Школьная спортивная лига»
В 2009 году школе был присвоен статус городской базовой площадки по теме «Включенность каждого ученика в учебный процесс».
ГРАДАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК ПОИСКОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ ТИРАЖИРУЮЩИЕ ПЛОЩАДКИ с 2007
Экспериментальное направления (город) Профильное обучение ЕГЭ, аттестация 9-х классов в новой форме, итоговая аттестация 4-х классов Информатизация образовательного процесса Профильное обучение ЕГЭ, аттестация 9-х классов в новой форме, итоговая аттестация 4-х классов Создание городской базы данных по экспериментальной работе Аттестация 9-х классов в новой форме, итоговая аттестация 4-х классов Городские БП ФГОС НОО Аттестация 9-х классов в новой форме, итоговая аттестация 4-х классов Городские БП ФГОС НОО
Наработки школы Варианты структурирования учебного материала по независимым темам и блокам на отдельных предметах Освоена методика учебных погружений Варианты маршрутов учащихся для изучения различных предметов в параллелях 2 – 9 классов Материалы для подготовки к ЕГЭ с помощью методики ВПЗ Материалы для мониторинга ОУК учащихся Опыт составления нелинейного расписания Мониторинг выбора учащихся и родителей Разработка программ вариативной части УП Есть опыт работы учительской кооперации…
НАША ЦЕЛЬ - УСПЕШНЫЕ ДЕТИ!