Рекомендации для руководителей образовательных учреждений - участников пилотного проекта по развитию общего образования по переходу на новую систему оплаты труда. Мордовина Наталья Игоревна, заместитель директора МЦ ЮЗОУО ДО города Москвы
ЗАДАЧА: ЗАДАЧА: предоставление гражданам равного доступа к качественной образовательной услуге Необходимы новые экономические механизмы, стимулирующие повышение качества образования Нормативное подушевое финансирование Рост заинтересованности руководителя в эффективном расходовании средств ПРОБЛЕМА! Нет заинтересованности учителя Необходимо введение новой системы оплаты педагогических работников Оплата труда по тарифной сетке не стимулирует учителя к повышению качества образования Зарплата учителя не зависит от количества обучающихся (нет заинтересованности учителя в сохранении контингента)
Обеспечение доступности качественного образования для всех 3 Нормативное подушевое финансирование Новая система оплаты труда Система оценки качества образования Развитие сети ОУ (обеспечение условий) Расширение общественного участия в управлении образованием Модернизация системы повышения квалификации
Основные направления реализации пилотного проекта по развитию общего образования: развитие профессионального сообщества, повышение уровня квалификации, компетенций и уровня оплаты труда педагогических работников повышение качества обучения и воспитания, развитие индивидуального подхода к учащимся, внедрение системы учета их индивидуальных достижений информатизация учебного и коммуникационного процессов повышение вовлеченности родителей (законных представителей) и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов расширение финансовой самостоятельности школ для эффективного управления ресурсами (Постановление Правительства Москвы от г. 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»)
В целях расширения финансовой самостоятельности государственных образовательных учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта, усиления связи между оплатой труда и его результативностью, в «пилотных» ОУ устанавливаются системы оплаты труда, отличные от тарифной системы.
Отход от уравнительных подходов и обеспечение повышения доходов учителей Обеспечение учета особенностей образовательного учреждения при формировании порядка распределения специальной и стимулирующей частей ФОТ Вовлечение значительного числа педагогических работников, родителей в процесс обсуждения механизмов введения НСОТ Появление заинтересованности руководителя образовательного учреждения в оптимизации штатного расписания и повышении уровня заработной платы педагогических работников за счет введения зависимости оплаты труда руководителя образовательного учреждения от заработной платы учителей в ОУ Повышение управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, членов органов государственно-общественного управления Эффекты введения НСОТ
Новая система оплаты труда направлена на: - повышение мотивации к качественному труду всех сотрудников ОУ; - создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов посредством повышения общего уровня оплаты труда педагогических работников; - привлечение и закрепление молодых специалистов; -обеспечение взаимосвязи между качеством труда и ростом доходов педагогов и иных категорий работников; - создание стимулов для повышения профессионального уровня; - расширение участия общественности в управлении ОУ.
Системы оплаты труда ТАРИФНАЯБЕСТАРИФНАЯ СМЕШАНАЯ представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация и регулирование заработной платы в зависимости от сложности выполняемой работы; условий труда (нормальные, тяжелые, вредные, особо тяжелые и особо вредные); природно- климатических условий выполнения работы; интенсивности и характера труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки одновременно имеет признаки тарифной и бестарифной систем
Министерство образования и науки РФ
Три модели НСОТ «Базовый оклад + » « Все включено» «Ученико- час» Три модели различаются способом формирования постоянной части заработной платы педагогического работника.
«БАЗОВЫЙ ОКЛАД +» Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части заработной платы работников школы опираться на базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др.) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ может учитываться при начислении заработной платы через специальный коэффициент.
«ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от предыдущей тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя утверждается на уровне школы.
«УЧЕНИКО-ЧАС» Модель, основанная на понятии«ученико-час», позволяет при расчете постоянной части заработной платы учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников, с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течении одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом, в постоянной части заработной платы труда учителя учитывается интенсивность его труда.
Новая система оплаты труда «ученико-час» Базовая часть (ученико-час) Специальная часть Стимулирующая часть - объективность и прозрачность - заинтересованность в каждом ученике - учет всех видов деятельности учителя - учет специфики предметов и программ - стимулирование результативности - разделение понятий «Факт выполнения работы» и «Результативность работы» Право каждого образовательного учреждения принимать собственную систему оплаты труда
Реализуя Постановления Правительства Москвы: - от г. 666-ПП «Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»;
Реализуя Постановления Правительства Москвы: - от г ПП «О совершенствовании системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»; - от г. 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»;
Реализуя Постановления Правительства Москвы: - от г. 110-ПП « О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от г. 86-ПП и от г. 789-ПП» руководитель ОУ должен осуществить ряд организационных мероприятий по переходу на НСОТ.
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 1.Проведение общего собрания трудового коллектива (с обязательным ведением протокола) с целью информирования о переходе на новые механизмы финансирования и новую систему оплаты труда с до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 2. Письменное уведомление сотрудников ОУ об изменении с года условий оплаты труда с вручением бланка уведомления в 2-х экземплярах. Один экземпляр уведомления с личной подписью и датой остается в учреждении, один - у сотрудника. (Таким образом, уведомление осуществляется за 2 месяца в соответствии с трудовым законодательством). до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 3. Внесение изменений в действующие нормативно-правовые документы ОУ и разработка новых локальных актов: - Положение о новой системе оплаты труда работников ОУ; -Положение о стимулирующем фонде оплаты труда работников ОУ; -Положение об Управляющем совете ОУ; -дополнительные соглашения к Трудовому договору с сотрудниками ОУ об изменении системы оплаты труда; - Подготовка изменений в Коллективный договор ОУ. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 4. Проведение общего собрания трудового коллектива (с обязательным ведением протокола): - Об утверждении Положения об Управляющем совете ОУ (или ином государственно-общественном органе, обладающим его функциями); - выборы кандидатов в Управляющий совет от трудового коллектива. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки Заключение дополнительных соглашений к Трудовым договорам сотрудников. Издание приказов по ОУ об утверждении локальных актов (за исключением Положения о стимулирующем фонде оплаты труда работников ОУ). до до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. Наименование мероприятияСроки 7. Проведение общего родительского собрания с участием представителей общественных и иных организаций, муниципальных органов и др. с целью 1. информирования: - о переходе на новые механизмы финансирования и новую систему оплаты труда работников ОУ; - о создании и функциях Управляющего совета; - о выборах представителей родительской общественности ОУ, педагогического коллектива и представителей общественных и иных организаций в состав Управляющего совета; 2. проведения выборов представителей родительской общественности, общественных и иных организаций в состав Управляющего совета. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 8. Проведение учредительного собрания Управляющего совета: - выборы председателя, заместителя и секретаря; - утверждение Положения о стимулирующем фонде оплаты труда работников ОУ. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 9. Издание приказа по ОУ об утверждении Положения о стимулирующем фонде оплаты труда работников ОУ. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. Наименование мероприятияСроки 10. Размещение информации на сайте ОУ: - о новой системе оплаты труда работников ОУ; - протокола заседания коллегиального органа учреждения (Совета трудового коллектива или иного, предусмотренного Уставом органа) совместно с профсоюзным комитетом, об утверждении Положения об Управляющем совете ОУ (или ином государственно-общественном органе, обладающем его функциями); - протокола учредительного собрания Управляющего совета по выборам председателя, заместителя и секретаря; - состав Управляющего совета; - порядок и условия выплат из стимулирующего фонда оплаты труда. до
АЛГОРИТМ ПЕРЕХОДА ОУ НА НСОТ. п/п Наименование мероприятияСроки 11. Размещение экрана с показателями оценки качества труда работников ОУ, являющихся основанием для стимулирующих выплат. до
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!