Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы
Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем. Лоренс Питер, американский педагог
Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречияПриемы создания проблемной ситуации с удивлениеммежду двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью с затруднениеммежду необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию учебной проблемы прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?
Реакция на неожиданные формулировки
Побуждающий к гипотезам диалог СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? Подсказкак решающей гипотезек аргументу/ контраргументу к плану проверки Сообщениерешающей гипотезыаргумента / контраргумента плана проверки
Сравнительная характеристика диалогов ПобуждающийПодводящий Структур а отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки-мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти не возможны неожиданные ответы учеников -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Результатразвитие творческих способностей развитие логического мышления
Продуктивные задания ТипыОсобенности применения Формулирование: темы вопросов сразу после введения знаний (в двух случаях) в конце этого или начале следующего урока Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение дома по желанию
Подготовка урока с побуждающим диалогом
Ход урока с побуждающим диалогом