ЛУШНИКОВА О.А. Развитие творческих способностей обучающихся в ГПД
Группа продлённого дня (ГПД) - организуется в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся, социальной защиты обучающихся и обеспечивает условия для проведения внеурочной деятельности с ними. - работа в ГПД строится и соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.
Основные направления работы ГПД - Учебно-познавательная деятельность. - Гражданско-патриотическая деятельность. - Нравственно-правовое воспитание. - Эстетическое воспитание. - Художественно-эстетическая и оформительская деятельность. - Спортивно-оздоровительная работа. - Экологическое воспитание. - Трудовое воспитание. - Профориентационная работа. - Работа по безопасности жизнедеятельности и дорожного движения.
Для определения творческих способностей выделяют следующие параметры: - беглость мысли (количество идей), - гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), - оригинальность (способность производить идеи), - любознательность, - фантастичность.
Диагностика творческой деятельности - Гибкость в мышлении и действиях; - Быстрота мышления; - Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; - Богатое воображение; - Восприятие неоднозначных вещей; - Высокие эстетические ценности; - Развитая интуиция.
Способы стимулирования творческих способностей. - обеспечение благоприятной атмосферы; - доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; - обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; - поощрение высказывания оригинальных идей; - обеспечение возможностей для практики; - использование личного примера творческого подхода к решению проблем; - предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Важность развития творчества младшего школьника. - инициатива - выдумка - самостоятельность - свободное самовыражение - уверенность в себе
При прохождении программы используются следующие методы - тестирование и самотестирование - мини-лекции - имитационные игры - дискуссии - групповая динамика - экскурсии - наблюдения
Философы, психологи, педагоги - Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. - Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. - Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. - Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Таким образом, можно заключить: Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.
Наше творчество Работа с тестом
Наше творчество Мы рисуем
Наше творчество Аппликация
Наше творчество Оригами
Литература: Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр Академия,2002. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника. Ж-л Завуч начальной школы.2,2001. Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: Треугольник,1993.