Компетентностный подход в начальном математическом образовании Семинар для учителей начальных классов г.
Компетенция это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности. Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.
Учитель может использовать различные педагогические технологии: проектную деятельность, применение ИКТ, мозговой штурм, игровые технологии, модульное обучение.
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Если говорить относительно уроков математики, то мы должны в течение учебного процесса выявить математически способных учеников и помочь им в ситуации самоопределения.
Общекультурная компетенция. Подразумевает знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики. То есть учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Учебно-познавательная компетенция Реализация компетентностного подхода в части учебно-познавательной компетенции подразумевает использование учителем приемов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию.
Информационная компетенция. В своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. То есть на уроке математики мы должны, как всегда, непреднамеренно для ученика, обучить его способам работы с информационными технологиями. От урока к уроку необходимо повышать уровень «первоисточников», таким образом подготавливая ученика к реализации себя в социуме.
Коммуникативная компетенция. Подразумевает под собой владение учеником средствами коммуникации. Необходимо, чтобы ученик на уроках общался с одноклассниками, умел истолковать для них материал.
Социально-трудовая компетенция. Данная компетенция подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Именно в начальной школе на уроках математики дети учатся считать, вычислять, измерять и так далее.
Компетенция личного самосовершенствования. Эта компетенция подразумевает овладение учеником теми способами деятельности, которые пригодятся ему в определенной современной жизненной ситуации. К ней относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя культура, основы безопасности жизнедеятельности.
Содержание предмета математики, цели и задачи изучения этого предмета прописаны в стандарте образования по математике, где определены следующие цели: ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.) сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, ширине, массе, вместимости.
определение времени по часам (в часах и минутах) решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) оценка размеров предметов «на глаз» самостоятельная конструкторская деятельность (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).