СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Новокузнецкий филиал Тема: Несформированность зрительного восприятия как одна причин школьной неуспеваемости у младших школьников Выполнили: Басова Татьяна Шаталова Яна Шаталова Яна Руководитель: Зубенко Н. В. Новокузнецк, 2009
Несформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия являются важнейшими факторами, определяющий характер трудностей обучения. Факторы риска в развитии этих функций отмечаются у 6070% первоклассников (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких). Нарушение чтения и письма - это следствие комплекса причин, лежащих в основе трудностей. На начальном этапе обучения эти трудности - еще не «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они действительно перерастают в неуспеваемость
Анализ литературы, посвященный, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление связывается разными авторами со сформированностью разных компонентов. Первая группа исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) обращает внимание на сформированность моторных навыков. Вторая группа (И.С. Якиманская и др.) определяет развитие графической деятельности в зависимости от уровня развития пространственных представлений. Третья группа (Frostig) считает, что развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.
Гипотеза Гипотеза несформированность зрительного и зрительно- пространственного восприятия является одной из причин трудностей овладевании письмом, чтением, математикой на начальных этапах обучения является
Цель исследования Выявление зависимости между степенью сформированности зрительного восприятия трудностями при обучении письму, чтению, математике на начальных этапах обучения трудностями при обучении письму, чтению, математике на начальных этапах обучения
Предмет исследования : Сформированность зрительного восприятия Объект исследования : Ученики первого класса, имеющие трудности в письме, чтении, математике
План психологического эксперимента Совместно с учителем в мае провести анализ школьных письменных работ детей (выделение так называемых «школьных» ошибок, их типологизация) Совместно с учителем в мае провести анализ школьных письменных работ детей (выделение так называемых «школьных» ошибок, их типологизация) Выявить группу детей которые имеют трудности в письме, чтении, в математике на начальных этапах обучения Выявить группу детей которые имеют трудности в письме, чтении, в математике на начальных этапах обучения Провести диагностику зрительного восприятия Провести диагностику зрительного восприятия Сделать сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы Сделать сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы
Критерий отбора экспериментальную группу Нарушения в овладевании письмом письмом трудности формирования зрительного образа буквы; трудности формирования зрительного образа буквы; трудности в формировании правильной траектории движений (мелкая моторика); трудности в формировании правильной траектории движений (мелкая моторика); неспособность скопировать графический элемент, букву неспособность скопировать графический элемент, букву ( тремор, неровные штрихи); ( тремор, неровные штрихи); ошибки в пространственном расположении элементов; ошибки в пространственном расположении элементов; не видит строку; не видит строку; нарушения соотношения элементов нарушения соотношения элементов Трудности при обучению чтению: плохо запоминает конфигурацию букв; плохо запоминает конфигурацию букв; недостаточное различение близких по конфигурации букв; недостаточное различение близких по конфигурации букв; перестановка букв при чтении; перестановка букв при чтении; замены и неправильное произношение при чтении; замены и неправильное произношение при чтении; трудности при слиянии; трудности при слиянии; пропуски или невнимательное чтение пропуски или невнимательное чтение Трудности при обучении математике Плохое выделение и различение геометрических фигур Плохое выделение и различение геометрических фигур Трудности правильного копирования Трудности правильного копирования Замены цифр Замены цифр
Состав групп участвующих в исследовании Экспериментальная группа группаКонтрольнаягруппа имеющие трудности в овладевании чтением и письмом на момент исследования. без вышеперечисленных трудностей 24 человека (15 мальчиков, 9 девочек) 22 человека (14 мальчиков и 8 девочек) (14 мальчиков и 8 девочек) Итого: 46 детей (19 мальчиков, 17 девочек)
Методика исследования Определение зрительного восприятия по методу М.М. Безруких. по методу М.М. Безруких. Зрительное восприятие состоит из большого числа функций,поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как: зрительно-моторная координация; зрительно-моторная координация; фигуро-фоновое различение; фигуро-фоновое различение; постоянство очертаний; постоянство очертаний; положение в пространстве; положение в пространстве; пространственные отношения. пространственные отношения.
Данныеполученных результатов результатов по двум группам
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Сравнительный анализ по двум группам
Анализ полученных показал: что у все дети экспериментальной группы нарушения зрительного восприятия; что у все дети экспериментальной группы нарушения зрительного восприятия; только 18% имеют нарушения в зрительном восприятии в контрольной группе. только 18% имеют нарушения в зрительном восприятии в контрольной группе.
Данные могут свидетельствовать: первоклассники имеющие трудности в усвоении учебного материала, а именно в овладевании письмом, чтением, и математикой имеют ту или иную формунесформированности зрительного восприятия.
Мы выделили лишь основные причины и возможные механизмы возникновения различных трудностях в обучении у школьников. Мы выделили лишь основные причины и возможные механизмы возникновения различных трудностях в обучении у школьников. По мере возрастного развития и совершенствования механизмов организации деятельности и всех познавательных процессов будет изменяться характер школьных проблем, менее значимыми будут физиологические и психофизиологические компоненты школьных трудностей, но станут более значимыми психологические и социальные.