Е. В. Чудинова Как строить универсальные учебные действия в курсе «Окружающий мир» ? Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Все, кто хорошо работал по системе Эльконина- Давыдова, делали ВСЁ, ЧТО ПОЛОЖЕНО ПО НОВОМУ СТАНДАРТУ, и раньше. 1) Это нужно уметь показать. 2) Можно работать ещё лучше.
То, что названо «регул я тивными» и «познавательными» действиями, формируется у детей в ходе последовательного решения системы учебных задач: Открытие эксперимента, 2 класс Способ условного измерения, 2 класс Способы представления данных, 3 класс Способы работы с гипотезами, 4 класс На каждом из этих шагов организуется, происходит в классе и постепенно осваивается детьми : целеполагание поиск и выделение необходимой информации планирование и прогнозирование моделирование выбор наиболее эффективных способов решения задач контроль рефлексия способов и условий действия оценка и коррекция
Кроме того, такие способы действия, как: анализ (вычленение признаков, свойств, отношений) выбор оснований для сравнения объектов классификация сериация (построение рядов и шкал) выдвижение гипотез и их обоснование «упаковка» информации в таблицы, диаграммы чтение и построение разрезов и других способов отображения пространственных характеристик объектов
Работа с информационным текстом (наши приоритеты): В учебнике равномерно представлены разностилевые, разножанровые авторские тексты Постепенное введение и освение разных способов работы с текстами (формулирование главной мысли, озаглавливание, поиск незнакомых слов, вычитывание информации, восстановление смысла слова по контексту, составление плана, составление собственых текстов- описаний и рассуждений, инструкций и пр.) Разные формы представления информации (таблицы, диаграммы, схемы и пр.) и их соотнесение Оценка достоверности информации
учит «вычитыванию» нужной информации из текста, тренирует в преобразовании информации, развивает способность понимать научно-популярные тексты. В младшем школьном возрасте только учатся читать и писать, а в средней школе уже нельзя быть успешным, не умея хорошо читать и развёрнуто высказывать свои мысли. Образовательный комплекс «Развитие речи. Тесты. 1-4»: Образовательный комплекс содержит около 400 тренировочных и тестовых заданий.
Коммуникативные действия осваиваются в совместной работе на уроках и других занятиях
Правильное распределение времени на разную работу НА УРОКЕ Как работать ещё лучше?
Внеурочная деятельность Работа с данными о заболеваемости Школьные оздоровительные акции Оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме Изучение свойств бумаги Школьная выставка «Такая разная бумага» Социальный проект «Спасём лес»
Как работать ещё лучше? (как более эффективно управлять формированием УУД) Использовать ресурсы, повышающие эффективность овладения разными способами действий. «Новая начальная школа» 12 интегрированных модулей
Структура учебного модуля 1. Подготовка к ключевому событию (25-30 часов) 2. Событие (праздник, состязание, поход, экскурсия, презентация, совместное исследование 2 – 8 часов) 3.Обсуждение и осмысление результатов (1-6 часов)
Что это даёт? Событийный (не однообразный) ритм школьной жизни Использование в жизни того, чему учились на предметах Внеурочная деятельность прямо вытекает из урочной
: Новая примерная программа и тематическое планирование Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта). 2 часа Групповая работа «Коллекция видов бумаги». Определение связи свойств бумаги с ее функциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам (гладкость-шероховатость, белизна, прочность и т.д.) Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на старинную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пищи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная). Подготовка выставки для школы «Такая разная бумага» (научно, познавательная, общественно- полезная) Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий) Сопровождающая внеурочная деятельность, ее вид
Игры, лаборатории, конструкторы, экскурсии, интерактивные практические задания помогут детям научиться : экспериментировать определять время события, конструировать часы, восстанавливать последовательность событий по следам, планировать личное время, ориентироваться в пространстве, измерять расстояния, рисовать план комнаты и местности, находить стороны горизонта, планировать маршрут, избегать опасностей на дорогах, пользоваться курвиметром, компасом, картосхемами, навигатором, писать рассказы о путешествиях пульс и дыхание конструктор плана местности часы-свечка