ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с этнокультурным литовским компонентом образования 1247 им. Ю. Балтрушайтиса «Механизм обеспечения высокого качества общего образования через введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и полного общего образования» Заместитель директора по УВР школы первой ступени Морозова Юлия Юрьевна 29 августа, Москва 2011
ФГОС включает в себя требования : – к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; – к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; – к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Результаты: Личностные Метапредметные Предметные
Личностные (12) Требования к личностным результатам должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российскую нацию и историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование основ базовых национальных ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Личностные формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Личностные развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные (16) Требования к метапредметным результатам должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
Метапредметные результаты освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Метапредметные результаты использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Метапредметные результаты готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Требования к предметным результатам C учетом специфики содержания предметных областей обучающийся должен получить возможность их освоения на уровне, обеспечивающем дальнейшее успешное обучение.
Результаты, подлежащие итоговой оценке системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений; системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Результаты, не подлежащие итоговой оценке ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образования федерального, регионального, муниципального уровней.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения разрабатывается образовательным учреждением
Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования …..
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета (модуля) – это совокупность учебно- методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом (педагогами) ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа разрабатывается в целях: обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования; обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; повышения профессионального мастерства педагогов.
Возможные варианты использования рабочих программ Использование примерной программы с внесенными изменениями Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника) Использование авторской программы с внесенными изменениями Авторская программа учителя
Структура рабочей программы рабочаяпрограммарабочаяпрограмма титульный лист личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) описание материально- технического обеспечения образовательного процесса пояснительная записка тематическое планирование содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
ГЭП «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы»
Система мониторинга срокобъект мониторинга сентябрь Мониторинг сайтов образовательных учреждений: наличие основной образовательной программы образовательного учреждения сентябрь-октябрь Мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе: таблица наблюдений. октябрь Мониторинг информационных пространств учителей первых классов: организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период ноябрь май Мониторинг сайтов образовательных учреждений: создание информационно- образовательной среды ОУ. Использование учебного и компьютерного оборудования. декабрь апрель Мониторинг готовности педагогов 4-ых классов к реализации ФГОС НОО февраль-март Мониторинг сайтов образовательных учреждений: организация внеурочной деятельности март Мониторинг информационных пространств учителей первых классов: портфолио учащихся, проектная деятельность апрельМониторинг достижений учащихся 1-ых классов