« Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения » Автор: Комарова Ирина Ивановна учитель начальных классов 2012 Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Новокленское
«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». К.Г. Паустовский
Актуальность В связи с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, возрастает потребность в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Поэтому сегодня актуальна проблема поиска новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей обучающихся.
Противоречия Между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества; Между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем творческого развития; Между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к самостоятельности, к творческому самовыражению.
Проблема Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.
Объект исследования Образовательные технологии обучения в начальных классах Инновационные методы и приёмы обучения как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения Предмет исследования
Гипотеза Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если: - создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка; - обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи; -
Цель проекта Создание оптимальных условий для развития в обучающихся творческой личности, испытывающей удовольствие от умственной работы, процесса мышления, творчества, решения поставленных задач.
Задачи Определить психолого-педагогическую сущность процесса развития творческих способностей младших школьников. Определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников. Выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Участники проекта Обучающиеся 4а класса Родители Школьный библиотекарь Срок реализации 1 год
I. Аналитический 1.Подготовительный. Изучение проблемы. (май-июнь 2010г) 2.Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование,позволяющие выявить творческие способности детей. (сентябрь 2010г) II. Практический. Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. (ноябрь-май 2010/11гг) III. Заключительный. Анализ полученных результатов. (июнь 2011г)
Ожидаемые результаты Повышение мотивации и качества знаний по предмету «Литературное чтение». Повышение уровня творческой фантазии Улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам Приобретение обучающимися умений: -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; -продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность.
Анализ психолого-педагогической литературы Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе С Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал Том С Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок С Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок С Новые педагогические технологии. Пособие для учителя /Под общей редакцией Е.С.Палат. М., Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии С Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, с. - (Стандарты второго поколения) Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа г с Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, г.
Результаты вводной диагностики Уровень развития творческих способностей
Уровень обученности Качество знаний – 80% Уровень обученности – 100%
Формы организации учебного пространства индивидуальные (сочинение, рифмованные строки, стихи, отзыв о книге и др.) индивидуально-групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект); парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах); групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях); коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).
Приёмы обучения Инсерт Концептуальная таблица Чтение с остановками Мозговой штурм Перекрестная дискуссия Кластер ЗУХ (знаю-узнал- хочу узнать) Синквейн«Уголки» Чтение- суммирование в парах Вопросник
Участие в конкурсах Творческий конкурс «День Победы глазами детей» Детский экологический форум «Зеленая планета»- 2009» Интеллектуально- творческий конкурс «Муравей» Муниципальный конкурс чтецов Международный детский творческий фестиваль «Южный полюс» Детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» Конкурс «Красота Божьего мира»
Результаты заключительной диагностики Уровень развития творческих способностей
Уровень обученности Качество знаний- 100% Уровень обученности-100%
Динамика Уровень обученности Уровень развития творческих способностей
Результативность Повысился уровень познавательного интереса обучающихся. Учащиеся приобрели умения: работать самостоятельно с информацией, исследуя, анализируя ее, и делая выводы; вести поиск нужного материала к уроку или внеклассному мероприятию; находить альтернативные варианты решения проблем; работать с разными справочными материалами; отстаивать свою точку зрения.
Выступление на муниципальном МО учителей начальных классов. Выступление на педагогическом совете школы. Публикации на сайтах: org.
Вывод Правильно подобранные технологии и приёмы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого мышления обучающихся. Создание творческой атмосферы и включение младших школьников в творческую деятельность способствовало эффективному развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Гипотеза подтвердилась.
Информационные ресурсы
Динамические физкультминутки Тренажер для глаз Массаж активных точек
Тест Часть А Часть А содержит 10 заданий (А1А10). Они составлены для проверки основных предметных знаний. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один правильный и вписать в бланк ответа 1. А1. Определи, к какому жанру относятся эти слова: Деревья смотри в плодах, а людей в делах. 1) басня2) пословица3) рассказ4) сказка А2. Продолжи определение. Пословица это... краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью. краткое народное изречение с назидательным содержанием. повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. замысловатое поэтическое описание предмета или явления, которое нужно отгадать. A3. Продолжи название произведения. Рассказ Н. Носова "Живая...". 1) шляпа2) птичка3) вода4) картина А4. Узнай персонажа произведения A. G. Пушкина. Этот персонаж выполняет по просьбе Гвидона три чуда. Царевна Лебедь3) Василиса Прекрасная Царевна Несмеяна4) Елена Премудрая А5. Кому из персонажей басен И. А. Крылова принадлежат эти слов Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них". 1) Муравей2) Мартышка. 3) Стрекоза4) Собака А6. Кто из перечисленных авторов является поэтом? К. Паустовский3) А. Чехов А. Фет4) П. Бажов А7. Назови поэта, написавшего следующие строки: Лес, точно терем расписной,Весёлой, пёстрою стеной Лиловый, золотой, багряный,Стоит над светлою поляной. Н. Некрасов3) Ф. Тютчев А. Пушкин4) И. Бунин Часть В Часть В состоит из 2-х заданий (В1В2). Их выполнение требует от вас больших усилий, чем выполнение заданий части А. К заданиям этой части вами должен быть дан краткий ответ. Если ответ на задание содержит два слова, то впишите их в бланк ответа 1 без пробелов и запятых, инициалы авторов не вписываются. 81.Прочитай отрывок из стихотворения. Подбери рифму. Напиши автора. За весной, красой природы,И туман и непогоды Лето знойное пройдётОсень поздняя Напиши фамилию автора перечисленных произведений: "Свинопас", "Ёлка", "Снеж- ная королева", "Дюймовочка". В части С содержится два задания (С1С2), выполнение которых вас, несомненно, заинтересует. Ответ на творческие задания надо дать в виде краткого пояснения в бланке ответа 2. С1. Прочитай рассказ. Докажи, что это текст. Назови основные признаки текста. Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать: От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома. А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. С2. Какую пословицу ты вспомнишь, если тебе надо сделать что-то ответственное, серьёзное, где всё надо
Кластер «Виды сказок» сказки авторскиебытовыео животныхволшебныенародные
И.А. Крылов «Ворона и лисица» Эзопа «Ворон и лисица» Название«Ворона и лисица»«Ворон и лисица» Герои басниВорона, лисицаВорон, лисица КомпозицияМораль в начале басни Мораль в конце басни Можно ли прочитать по ролям? ДаНет Каким языком написана басня? ПоэтическимПрозаическим
Синквейны к произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш» Тарас. Добрый, старый. Ухаживает, наблюдает, переживает. Многое в жизни Тарас понимает. Горе. Лебедь. Учёная, гордая. Плавает, играет, тоскует. Лебедь должен жить на свободе. Улетел. Соболько. Пёстрый, преданный. Озорничает, воет, ищет. Соболько тоже жалеет друга. Тоска.