ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений. Успешность решения поставленной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся умения осуществлять контроль и оценку своих действий.
«Влияние системы альтернативного оценивания на личностное развитие младших школьников».
Целью данного исследования является выявление влияния альтернативного оценивания на формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
внедрение системы альтернативного оценивания в учебную деятельность; проведение диагностик с целью выявления результатов внедрения системы альтернативного оценивания в учебную деятельность.
Объектом моего исследования является педагогический процесс с использованием системы альтернативного оценивания.
Предметом исследования является контольно- оценочная самостоятельность учащихся.
Формирование контольно-оценочной самостоятельности учащихся будет эффективнее при внедрении системы альтернативного оценивания.
На протяжении всех этапов развития педагогической науки контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью образовательного процесса. Попытки изменить подходы к школьному контролю применялись неоднократно, однако все нововведения группировались вокруг одного вопроса: использовать в школах отметки или обходиться без них. Причем, контроль и оценка представлялись как действия учителя, игнорировался сам ребёнок, как субъект процесса учения. В настоящее время появился ряд исследований, в которых рассматриваются различные формы совершенствования системы контроля и оценки. Вопросы, связанные с обучением школьников самоконтролю и оценке своих действий рассматривали Алгушева В.Р., Ануфриева Н.В., Воронцов А.Б., Репкин В.В., Селезнёв Н.В., Цукерман Г.А. и др.
В гимназии был разработан целый ряд нормативно-правовых документов для перехода на безотметочное обучение. Среди них «Положение об оценивании» и приложения к нему с образцами ведения различных документов; «Соглашения администрации школы с учащимися и их родителями»; «Положения о комплектовании классов»; «Положения об образовательном рейтинге учащихся». Наиболее значимые локальные акты, созданные в школе: – «Положение о безотметочном обучении в общеобразовательном учреждении». – Договор о сотрудничестве администрации и творческих групп. – «Положение о педагоге-исследователе в образовательном учреждении». – «Положение о вкладышах в дневник ученика начальной школы». Внесены необходимые изменения в Устав нашей гимназии.
ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНЕЕЧКИ
МОДЕЛИ НАСТРОЕНИЯЛЕСЕНКИ ПОНИМАНИЯ
КРУГИ НАСТРОЕНИЯ ТЕХНИКА «ШЕСТЬ ШЛЯП МНЕНИЙ» (ПО ЭДВАРДУ ДЕ БОНО) Ф.И.О.________________________________ 1. Достоинства («Изюминки» мероприятия) 2. Чувства, эмоции 3. Творческая (получили новые идеи) 4. Общие выводы, пожелания 5.Полезная информация 6. Недостатки («прошляпили»)
+ Я понял материал и справился со всеми заданиями + Я понял материал, но допустил 1-2 ошибки ? Мне не все понятно, в моей работе есть 3-5 ошибок, мне нужна помощь. - Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь.
Самооценка ребенка должна быть первичной по отношению к учительской. Необходимо сразу оговаривать с детьми то, что мы будем оценивать. Учитель оценивает лишь то, что может быть им оценено (правильность, аккуратность, красота и т.д.).
В этих папках хранятся наиболее значимые для ученика достижения: итоговые контрольные работы, проверочные самостоятельные работы, тесты; оценочные листы по предметам, показывающие достижения и успехи по окончании каждой четверти, учебного года; поощрения и награды (грамоты, похвальные листы, благодарственные письма и т. д.) рисунки и другие творческие работы («Моя семья»).
ВопросыКол-во родителей% 1. Ваше отношение к способам оценивания: положительное нейтральное отрицательное Результаты анкетирования в 1 « В » классе на начало учебного года:
ВопросыКол-во родителей% 1. Ваше отношение к способам оценивания: положительное нейтральное отрицательное
ВопросыКол-во родителей% 1. Ваше отношение к способам оценивания: положительное нейтральное отрицательное
ВопросыКол-во родителей% 1. Ваше отношение к способам оценивания: положительное нейтральное отрицательное
Новообразова ния учащихся 1 класс2 класс 3 класс Начало 4 класса Мотивация к учению Высокий уровень – 35% Средний уровень – 60% Низкий уровень -5% Высокий уровень – 70% Средний уровень –28% Низкий уровень - 2% Высокий уровень – 81% Средний уровень – 19% Высокий уровень - 95% Средний уровень – 5% Самооценка своих результатов Завышенная – 75% Адекватная – 15% Заниженная – 10% Завышенная – 52% Адекватная – 48% Завышенная – 34% Адекватная – 66% Завышенная – 10% Адекватная – 90%
Мне кажется, что при альтернативной системе оценивания ребенок учится учиться, его способность к самооцениванию крепнет и становится более самостоятельной.
Я очень довольна результатами введения системы альтернативного оценивания. На основе уже приобретенного опыта, я уже второй год работаю еще с одним классом на основе безотметочной системы. В мои планы входит работать по ней и дальше, постоянно самосовершенствуясь.