О подготовке РГСУ к государственной аккредитации : новые требования и технологии Проректор по учебно-воспитательной работе А.А. Солдатов
Статья 33. п.18. Государственная аккредитация образовательного учреждения … включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам …, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его типа и вида. Государственная аккредитация … проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти … с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей … Статья 33. п.18. Государственная аккредитация образовательного учреждения … включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам …, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его типа и вида. Государственная аккредитация … проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти … с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей … Закон «Об образовании»
Целями государственной аккредитации образовательной организации являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательной организацией, федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям проводится по организации в целом и по каждому ее филиалу …, а также … подтверждение ее образовательного статуса. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования». Закон «Об образовании»
Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. 800 «Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования » Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. 800 «Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» Приказ Рособрнадзора от «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования » Нормативная база
Текст 1. Подача заявления 2. Договорные отношения 3. Само- обследование 4. Тестирование 5. Внешняя экспертиза 6. Подготовка материалов к коллегии 7. Комиссия по госаккредитации 8. Аккредитационная коллегия 9. Приказ 10. Последействие 11. Уплата пошлины 12. Получение свидетельства Процедура аккредитации
1. Подача заявления В заявление на прохождение государственной аккредитации включаются все основные образовательные программы, подлежащие итоговой государственной аттестации в 2013 г. (выпуск)
2. Договорные отношения с Росаккредагентством и ИМЦА (Шахты) После подачи заявления Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки передает в Росаккредагентство приказ о проведении экспертизы государственной аккредитации. Размещение информации о вузе Росаккредагентством на сайте Заключение вузом договора с Росаккредагентством на информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации. Заключение вузом договора с ИМЦА (Шахты) на проведение экспертизы учебных планов, а также рабочих программ дисциплин заявленных на аккредитацию основных образовательных программ.
3. Самообследование вуза 1. Модуль по показателям деятельности вуза за 6 лет ( гг.) 2. Отчет о самообследовании вуза (по структуре модуля) Формируются по университету в целом и по каждому её филиалу
Самообследование ООП 1.Содержание подготовки специалистов 1.1.Соответствие разработанных УП и учебно-методической документации требованиям ГОС 1.2.Достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам учебного плана Основная учебно-методическая литература. Библиотечный фонд Программно-информационное обеспечение Собственные учебно-методические материалы 1.3.Содержание подготовки через организацию учебного процесса 2.Качество подготовки специалистов 2.1.Качество знаний Довузовская подготовка, отбор, прием абитуриентов Степень подготовленности выпускников к выполнению требований ГОС Востребованность выпускников Отзывы потребителей специалистов Рекламации на подготовку выпускников и информация регионального отделения службы занятости 2.2.Условия, определяющие качество подготовки специалистов Кадры (кадровое обеспечение, организация повышения квалификации ППС, анализ возрастного состава) Научно-исследовательская деятельность (основные научные направления; анализ источников финансирования; издание научной и учебной литературы; подготовка научно- педагогических кадров; аспирантура) Международное сотрудничество Материально-техническая база Социально-бытовые условия Финансовое обеспечение
3.Внеучебная деятельность 4.Информация по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации 5.Заключение Приложения
4. Аккредитационное тестирование 1.Подготовка компьютерных классов 2.Получение тест-комплектов 3.Проведение тестирования 4.Проверка полноты результатов 5.Завершение тестирования и формирование протокола по проведенному тестированию 6.Получение результатов
Эксперт по тестированию Организатор тестирования в вузе Организатор тестирования в 1-ой аудитории Организатор тестирования во 2-ой аудитории Организатор тестирования в N-ой аудитории … … … Организаторы тестирования в аудиториях - из числа сотрудников ОУ, ознакомленных с работой ПО и с процедурой проведения тестирования, не являющихся специалистами по дисциплинам, по которым проводится тестирование. Назначение организаторов тестирования в аудиториях проводит организатор тестирования в вузе по согласованию с экспертом по тестированию. Организация тестирования в аудиториях
Режимы тестирования On- line основной тестирование Off-line запасной ПО и база заданий подготовка к работе загрузка на сайт для обработки сбор файлов тестирование
Компьютерное тестирование только в режиме on-line Согласно распоряжению Росаккредагентства от /Р компьютерное тестирование в рамках процедуры государственной аккредитации с 11 ноября 2009 года проводится только в режиме on-line. Тестирование в режиме off-line используется по обращениям образовательных учреждений с обоснованием невозможности проведения тестирования в режиме on-line или в качестве резервного.
Логины и пароли для студентов Каждому студенту на каждый сеанс тестирования (дисциплину) выдается уникальный логин и пароль. Логины и пароли могут быть использованы только один раз!
Ключи для доступа к логинам и паролям на день открывают доступ вуза к тест-комплектам располагаются на именной странице специалиста по тестированию передаются вузу за час до начала тестирования факт использования ключа фиксируется отдельный ключ на каждый день тестирования
Модуль Тест-экзаменатор вход в систему по индивидуальному логину/паролю контроль ФИО студента
1.Протокол готовится в трех экземплярах - один вузу, второй –эксперту, третий– представляется в Росаккредагентство 2.Протокол высылается в Росаккредагентство факсом. 3.Результаты тестирования предоставляются вузу после получения протокола Росаккредагентством. Документы по окончании тестирования: протокол
Отчет эксперта по тестированию отчет заполняется и подписывается экспертом после завершения тестирования указываются условия тестирования (количество компьютеров, расположение компьютерных классов) фиксируются нарушения технологии тестирования отчет отправляется в Росаккредагентство факсом
ГСЭ ЕН ОПД УГС не подлежит аккредитации Принятие решений по контролю дисциплин, циклов и УГС в целом УГС подлежит аккредитации с замечаниями
Принятие решений по контролю дисциплин, циклов и УГС в целом Если тестирование по определенному циклу подготовки по УГС не проводилось, то его весовой коэффициент равен нулю. Критериальным значением для принятия положительного решения о соответствии уровня базовой подготовки студентов по УГС является значение результата тестирования по УГС где - процент результатов, соответствующих требованиям ГОС по дисциплинам соответствующих циклов подготовки ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических, ЕН – общих математических и естественнонаучных, ОПД – общепрофессиональных дисциплин), – весовые коэффициенты результатов тестирования по циклам дисциплин.
5. Внешняя экспертиза ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТАЦИИ Устав учебного заведения. Действующая и предыдущая лицензии на ведение образовательной деятельности и приложения к ним (с соответствующими приказами и экспертными заключениями). Правила приема в высшее учебное заведение, перечень вступительных испытаний, включая их программы на каждое направление подготовки (специальность), разработанные высшим учебным заведением, формы проведения вступительных испытаний для поступающих, сведения о конкурсе при поступлении за последние пять лет, отчеты приемных комиссий. Документы по организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Формы отчетности, предусмотренные для учебных заведений.
Материалы самообследования в целом по высшему учебному заведению и по ООП. Рабочие учебные планы, расписание занятий (по всем формам обучения). Рабочие учебные программы всех дисциплин учебных планов. Зачетные книжки. Программы всех видов практик, договоры о базах практик, приказы по закреплению студентов за базами практик и отчеты студентов о прохождении практик. Перечень учебных лабораторий и информация об их использовании в учебном процессе. Информация о библиотечных фондах и динамике их обновления. Приказы о зачислении обучающихся, их переводах, восстановлении, отчислении. Сведения о научно-исследовательской деятельности и использовании ее результатов в учебном процессе. Сведения о международной деятельности. Сведения о трудоустройстве выпускников за последние пять лет, справка из территориальных органов службы занятости о выпускниках, состоящих на учете, отзывы организаций-потребителей выпускников.
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по анализируемым направлениям подготовки и специальностям. Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение соответствующих образовательных программ. Перечень вопросов, используемых для контроля знаний обучающихся. Результаты прохождения обучающимися промежуточных аттестаций, экзаменационные билеты по дисциплинам учебного плана. Тематика выпускных квалификационных работ за последние пять лет, экзаменационные билеты для проведения междисциплинарных экзаменов, выпускные квалификационные работы за последние пять лет. Сведения об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий (ГАК) за последние пять лет и их отчеты по результатам работы, отчеты об исполнении плана мероприятий по устранению замечаний, отмеченных председателями ГАК в ходе защиты ВКР. Отчет об устранении недостатков, выявленных в ходе предыдущей аккредитации.
СОДЕРЖАНИЕ И УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ (АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ В ИМЦА) Нарушение норматива средней недельной нагрузки (часов в году для заочной формы) Отклонение по циклам дисциплин более чем на 5% Отклонение от нормативной нагрузки по дисциплине более чем на 10% Наличие часов на самостоятельную работу по физкультуре Отсутствие обязательной дисциплины федерального компонента РУП Отсутствие альтернативных дисциплин в блоке по выбору Отсутствие заключительной формы контроля по дисциплине при наличии часов в семестре Отсутствие часов на изучение дисциплины при наличии формы контроля в семестре Превышение нормативного количества форм контроля в году (в семестре) Перемещение дисциплины из федерального компонента в выборный компонент
6. Подготовка материалов к Аккредитационной коллегии Печатный экземпляр Модуля по показателя вуза за 6 лет Сведения о количестве обучающихся по всем уровням подготовки и формам обучения Сведения о качестве подготовки специалистов Сведения о финансировании научно-исследовательских работ (финансовые документы) Изданные монографии, учебники и учебные пособия Сведения о работе диссертационных советов, научных направлений (научных школ) Сведения о защите диссертаций Сведения об участии студентов в научно-исследовательской работе Трудовые книжки ППС Материально-техническая база вуза и др.
Итоговые документы по результатам проверки вуза Заключение по анализу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения вида образовательного учреждения с приложениями (3 экземпляра) Приложение 1. Перечень образовательных программ, представленных к государственной аккредитации. Приложение 2. Перечень образовательных программ, не представленных к государственной аккредитации. Отчет в формате Модуля по показателям вуза (в печатном и электронном виде) (экспертом визируется каждая страница).
Заключение по анализу показателей деятельности образовательного учреждения [Ф.И.О., должность, ученая степень (звание) эксперта] в соответствии с Распоряжением Рособрнадзора от «___» _________ 2012 г. ___, Анализ показателей деятельности образовательного учреждения ______________________ (наименование а ОУ) проводился в период с … по … г. В процессе анализа было осуществлено сопоставление данных, представленных вузом/филиалом в Модуле по показателям вуза, с фактическим значением показателей, представленных в документах учреждения. В ходе работы были проведены беседы с руководством вуза/филиала, работниками и обучающимися. Проведенный анализ показал, что: по спектру реализуемых основных образовательных программ _____________________________________________________________________________ (данные соответствуют/ данные частично соответствуют/ данные не соответствуют) по возможности продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования _____________________________________________________________________________ (данные соответствуют/ данные частично соответствуют/ данные не соответствуют) по научной, научно-технической деятельности и ее результативности _____________________________________________________________________________ (данные соответствуют/ данные частично соответствуют/ данные не соответствуют) по методической работе _____________________________________________________________________________ (данные соответствуют/ данные частично соответствуют/ данные не соответствуют) по квалификации педагогических работников _____________________________________________________________________________ (данные соответствуют/ данные частично соответствуют/ данные не соответствуют)
Замечания: ________________________________________________________________________________ Выводы: Значения показателей деятельности образовательного учреждения (наименование согласно Положению) соответствуют/не соответствуют показателям деятельности образовательного учреждения. Сведения об образовательных программах приводятся в приложениях 1 и 2. Эксперт ______________ (Ф.И.О.)
7. Комиссия по госаккредитации Состав комиссии Кем создаются Персоналии
8. Аккредитационная коллегия 1.Модуль по показателя вуза за 6 лет; 2.Информационно-аналитические материалы по итогам работы комиссии по государственной аккредитации (заключение экспертной комиссии); 3.Результаты экспертизы учебных планов, рабочих программ дисциплин; 4.«Дефектная ведомость».
«Дефектная ведомость»
9. Приказ
Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению… в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, при наличии одного из следующих оснований: 1) выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением …; 2) наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе; 3) наличие отрицательного заключения Аккредитационной коллегии. Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению… в государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, при наличии одного из следующих оснований: 1) выявление недостоверной информации в документах, представленных образовательным учреждением …; 2) наличие отрицательного заключения комиссии по аккредитационной экспертизе; 3) наличие отрицательного заключения Аккредитационной коллегии. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
10. Последействие Письма по замечаниям коллегии: – образовательному учреждению; – учредителю; – субъекту РФ; – в прокуратуру.
11. Уплата пошлины Приказ Министерства образования от г. 123 «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» за выдачу свидетельства о государственной аккредитации : -образовательного учреждения высшего профессионального образования – рублей -каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в образовательном учреждении и каждом его филиале – рублей -укрупненных групп направлений подготовки и специальностей послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ, к которым установлены федеральные государственные требования – рублей -укрупненных групп направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования – рублей -основных общеобразовательных программ – рублей
12. Получение свидетельства Срок действия свидетельства о государственной аккредитации составляет:для … образовательной организации высшего образования, образовательной организации дополнительного профессионального образования, научной организации - 6 лет. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
Контрольные сроки 20 июня 2012 г. – актуализация официального сайта РГСУ в соответствии с Постановлением правительства РФ июня 2012 г. – отчеты о самообследовании ООП по головному вузу и филиалам 15 сентября 2012 г. – модуль ВУЗа по показателям деятельности за 6 лет, включая филиалы 30 сентября 2012 г. – отчет о самообследовании ВУЗа, включая филиалы 15 октября 2012 г. - подача заявления на аккредитацию ноябрь 2012 г. – проведение аккредитационного тестирования, работа аккредитационной комиссии (в течении месяца со дня подачи заявления)
Спасибо за внимание!