Проект модели гражданского образования МОУ «Кормовищенская СОШ»
Актуальность Государственный заказ. Социальный заказ. Родительский заказ.
Гражданское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, направленный на формирование и развитие гражданской компетентности, усвоение позитивного социального опыта, становление нравственной гражданской позиции и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности.
Институциональная модель гражданского образования Гражданское образование Урочная деятельность Знания и ценности Внеурочная деятельность или дополнительное образование Присвоение знаний и ценностей Деятельность вне образовательного учреждения
Урочная деятельность Учебные предметы Факультативные курсы: -этическая грамматика -этика семейных отношений -имиджелогия -ОЗОЖ Уроки гражданско-правовой тематики: -уроки России -уроки права -уроки мужества -уроки мира -уроки памяти.
Внеурочная деятельность Школьный парламент. Клуб «Лидер». Школьная служба примирения. Клуб «Поиск». Школьный музей. Школьное СМИ. Благотворительные акции. Конкурсные программы. Краеведение.
Деятельность вне образовательного учреждения Социальное проектирование. Общественно-полезный труд. Трудовые десанты. Шефская работа.
Ступени гражданского образования Основная школа Начальное образование Средняя школа ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Детский сад ВУЗ НПО, СПО ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Основная задача гражданского образования в начальной школе расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.
Основные формы работы с учащимися: Наблюдения Беседы, в т.ч. морально-правовые Экскурсии Общение с представителями различных профессий Проблемные ситуации Ролевые игры Дискуссии Викторины Написание сочинений
Основная задача второго этапа – развитие осознанного отношения к самостоятельному выбору модели поведения, ответственности за принятые решения и поступки.
Основные формы работы с учащимися: Дискуссии Встречи Диспуты Деловые и ролевые игры Анализ документов, публицистических материалов и иных текстов Решение морально-правовых дилемм, правовых задач Социальные практикумы Социальное проектирование
Основная задача третьего этапа - совершенствование готовности и умения защищать свои права и права других людей, используя возможности правовой системы и государства, умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Формы внеклассной деятельности: Непосредственное знакомство учащихся с работой органов государственной власти Разработка и практическое воплощение собственных социальных проектов Проведение благотворительных акций Поисковая и краеведческая работа Участие в школьном ученическом самоуправлении Участие в общественных и клубных объединениях Участие в работе школьных СМИ Участие в школьном нормотворчестве и т.д.
Школьный уклад жизни Идея приоритета прав личности Демократизация школьного управления Создание в школе среды взаимоуважения, взаимоответственности всех участников образовательного процесса Превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего вида, так и для участников образовательного процесса Широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и региональных общественных проблем
Ожидаемые результаты реализации гражданского образования в школе: Получение правовых, политических знаний как основы гражданского правосознания Развитие социально ценностных гражданских умений и навыков Осознание учащимися своих законных прав и готовность к выполнению ими гражданских обязанностей в школе, семье, социуме Усвоение и принятие новых духовных, культурно-правовых, интеллектуальных ценностей Развитие у учащихся интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств Умение отстаивать свое мнение. Принимать другую точку зрения Развитие критического, творческого, конструктивного мышления