Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова Г.Л.
создание организационно- содержательных условий для обеспечения успешной адаптации учащихся при переходе со ступени начального общего образования – на основную.
познакомиться с целями и задачами обучения на I и II cтупеней образования; рассмотреть необходимые условия для реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием; выработать условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную.
1. « Запуск » первоклассников. 2. Адаптация пятиклассников. 3. « Выход » в старший модуль.
ученик учитель родитель
учителя родители ученик старшеклассники
Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням. Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума. Недостаточный уровень психолого- педагогического обеспечения адаптационного периода. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
На каком уровне содержания образования должна решаться проблема преемственности? Какие условия будут способствовать реализации преемственности в школьном образовании? Попытка выработать конкретные рекомендации друг для друга, как педагогов, классных руководителей, администрации по созданию условий для успешного перехода на следующую ступень обучения.
снижение показателей обученности напряженные отношения между собой повышенная тревожность непредсказуемые реакции отстранение от взрослых снижение интереса к учебе
Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Адаптация БиологическаяФизиологическая Социально – Психологическая
10 –е классы 10 –е классы
Психологические Коррекционно-профилактические Педагогические
Психологические условия: Психологические условия: посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений- обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающих мероприятий ( январь- февраль) проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму (март- апрель) разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка материала (март-апрель) проведение игры с учащимися « Впереди у нас - пятый класс» участие в родительском собрании, знакомство с результатами диагностик выпускников и планов дальнейшей работы по переходу в среднее звено, проведение родительского собрания на темы: «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Школьная дезадаптация причины и следствия»
Педагогические условия: Педагогические условия: знакомство с программой обучения, государственными стандартами и учебными средствами, по которым работала начальная школа, изучить методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в среднюю школу посещение уроков в выпускных классах учителями предметниками с целью знакомства с учебно-дисциплинарными требованиями учителей начальной школы и уровнем подготовки выпускников подбор оптимальных форм и методов обучения в период адаптации гуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности в адаптационный период
Коррекционно-профилактические условия : Коррекционно-профилактические условия : Управленческий аспект своевременное назначение классных руководителей и учителей предметников; создание образовательной среды разработка программы адаптации Воспитательный аспект разработка модели «запуска» пятиклассников; организация игр для активного взаимодействия в классе и параллели; организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся
Коррекционно-профилактические условия : Коррекционно-профилактические условия : Психологический аспект разработка и внедрение программы психологического сопровождения обучающихся уроки релаксации; проведение психолого-педагогической диагностики Педагогический аспект «круглый» стол учителей 4-х классов и учителей предметников; совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов с отработкой единых требований; посещение учителями-предметниками уроков в 4-х классах и учителями начальной школы уроков в 5-х классах.
Начальная школа Среднее звено приоритеты формирование учебной деятельности; сохранение индивидуальности ребенка благоприятная адаптация; развитие учебной самостоятельности; самореализация; методы «щадящая»контрольно- оценочная деятельность; формирование классного коллектива как учебного сообщества; контрольно-оценочная самостоятельность; переход от коллективных форм к индивидуальным; развитие рефлексивных умений; результат сформированность ОУУН сохранение и повышение учебной мотивации