это система деятельности, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий и способная не терять эффективность при переносе в другую реальность. ТЕХНОЛОГИЯ -
это система совместной деятельности УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий, и способная не терять эффективность при переносе в другую педагогическую реальность. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это система совместной деятельности ВСЕХ субъектов управляемого процесса, гарантирующая достижение определенных результатов при соблюдении описанных условий, и способная не терять эффективность при переносе в другую реальность.
Управление - подвластный человеку процесс изменения качества объектов и остальных процессов Теория управления - Анри Файоль (1916) управлять – значит: анализироватьпредвидеть, планировать - анализировать, предвидеть, планировать (т.е. учитывать прошлое и грядущее и вырабатывать программу действий), -организовывать и распоряжаться -организовывать и распоряжаться (т.е. строить материальную и социальную систему предприятия), оординировать -координировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия), контролировать - контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершилось согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям).
Чем и как управляем Анализируем (качество результатов и качество процесса): Контролируем и корректируем деятельность подсистем образовательного процесса «ученик-учитель», учитель – МО, учитель – завуч и т.д. Планируем и организуем (качество процесса)
Мониторинг качества результатов образовательного процесса«по ученику» процесса «по ученику» Мониторинг качества самог о образовательного процесса образовательного процесса Микро-исследования по урокам, по кабинетам, по событиям и мероприятиям «по учителю» Мониторинг качества управления
1. Динамика обученности 2. Качество обученности 3. Уровень здоровья школьников 6. Определение наличияи качестваресурсов для решения конкретной проблемы 6. Определение наличия и качества ресурсов для решения конкретной проблемы 4. Динамика уровня здоровья школьников 7. Родительские запросы к школе Мониторинг или микроисследование? 5. Выявление причин ВОЗНИКНОВЕНИЯ конкретной проблемы МОН МИК МИК МОН МИК МИК МИК МОН
Программа микроисследования «Качество и ресурсы развития здоровьесберегающей среды в образовательном процессе школы»
Триада стрессогенных ситуаций: Первая ситуация Первая ситуация: перегрузки в учебной работе ученика. Вторая ситуация: перегрузки на этапах диагностики и оценки достижений ученика. Третья ситуация: неблагоприятный для ученика эмоциональный фон на уроке
содержание организация общение РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
7 принципов здоровьесберегающегообучения по программам «Столичное образование» и по материалам книги "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе« Смирнов Н.К. АРКТИ, 2006
1. Принцип деятельности. - формирование личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. В этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри, что не наносит ущерба здоровью детей.
Снижение стрессогенности образовательного процесса 2. Принцип психологической комфортности. -предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности ребенка. Авторитаризм учителя приносит колоссальный вред здоровью детей, не сравнимый даже с учебными перегрузками.
3. Принцип минимакса. - школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социального минимума (государственного стандарта знаний). На основе принципа минимакса в классе определяется столько реальных уровней, сколько детей. Система минимакса является,видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, когда слабый ученик ограничится минимумом, а сильный получит максимум. Это позволяет сформировать установку на достижение успеха, а не на уход от двойки, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы мотивационной сферы и эмоционального здоровья.
4. Принцип целостного представления о мире. - у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но о личностном отношении детей к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.
5. Принцип вариативности - развитие у учащихся вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решений проблемы и выбора оптимального из них. Такое обучение снимает у детей страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления. Это особенно важно в трудных жизненных ситуациях: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
6. Принцип творчества. - максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и здоровьесберегающее значение.
7. Принцип непрерывности. -такая организация обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Это позволяет снять все стрессообразующие ситуации при переходе детей из класса в класс как по горизонтали, так и по вертикали. Реализуясь как личность на каждом этапе обучения, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что так же важно, как и физическое здоровье.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность учителя может быть достаточно многообразной, если в полной мере использовать все ее ресурсы.
Цели микроисследования: обобщить опыт учителей по созданию и развитию здоровьесберегающей среды; оценить здоровьесберегающий потенциал образовательной среды и выявить резервы его развития; построить программу деятельности методического объединения по повышению уровня компетентности учителя в сфере здоровьесбережения.
Этапы и содержание микроисследования 1. Проектирование программы. Распределение функций между всеми участниками микроисследования и уточнение сроков реализации микроисследования. 2. Представление программы микроисследования коллективу учителей.
3. Тематический обучающий семинар Идеи, ресурсы и технологии « Идеи, ресурсы и технологии здоровьесбережения здоровьесбережения» (выступления приглашенных ученых и специалистов, учителей школы). 4. Открытые уроки в рамках микроисследования. Этапы и содержание микроисследования
5. Посещение уроков учителей школы с анализом по специальному алгоритму 6. Смотр кабинетов с анализом по специальному алгоритму. Этапы и содержание микроисследования
Анализ урока с позиции здоровьесбережения Содержание критерияРеалии урока 1.Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса, доски, рабочих мест и т.д.)
2.Количество видов учебной деятельности (оптимально – 3-5 видов за урок: слушание, чтение, письмо, списывание, рассматривание, дискуссия, решение задач и т.д.) 3.Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности ( в зависимости от возраста) 4.Качество видов учебной деятельности, способствующих активизации самостоятельности (свободный выбор заданий, выбор способа действия, исследования, деловые игры, дискуссии, использование приемов, направленных на саморазвитие и самопознание, самооценка, взаимооценка и др.) 5.Выполнение требований СанПиН в применения ТСО ( в соответствии с гигиеническими нормами)
6.Работа учителя по управлению гигиеной опорно-двигательного аппарата учащихся (чередование позы посадки ученика, физкультминутки, гимнастика дыхательная, для глаз, контроль за учениками группы риска т др.) 7.Наличие в содержании урока вопросов, связанных со ЗОЖ 8.Наличие целенаправленной работы учителя по мотивации учащихся на результат и на деятельность
9.Психологический климат на уроке (с учетом нозологических особенностей учеников, наличие эмоциональных разрядок на уроке – шутки, афоризмы, юмор и т.д.) 10Темп и стиль окончания урока (без спешки, ответы на вопросы учащихся, д/з уже записано и прокомментировано, улыбка учителя в конце урока!) 11.Плотность урока ( количество времени, затраченное учеником на учебную работу)
Параметры и объекты оценки кабинета 1. Условия работы в кабинете и наличие ресурсов для обеспечения безопасности учеников Соответствие реальных условий в кабинете валеологическим нормативным требованиям (освещенность, цветовая гамма, обеспечение чистоты воздуха, режима влажности, отсутствие среди комнатных растений ядовитых и т.д.) Наличие памяток для учащихся и ведение документов по инструктажу учащихся по технике безопасности в кабинете и школьном здании, по дороге в школу, на территории школы, на экскурсиях и т.д. Наличие в кабинете Инструкций и Документов по санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности. Соответствие хранения оборудования в кабинете нормам СанПин
2. Оценка дидактического оснащения с позиции здоровьесбережения. Наличие дидактического оснащения, поддерживающего дифференциацию и/или индивидуализацию учебного процесса Эстетические и гигиенические качества раздаточного материала - памяток, карточек с заданиями, авторских тетрадей для ученика и др. Наличие, качество и систематизированность медиаоснащения ( книги, журналы, видео- и аудио- материалы, цифровые ресурсы для ПК – готовые образовательные программы, списки сайтов для поддержки образовательного процесса)
3. Управленческие документы в кабинете и их качество Паспорт кабинета Программа развития кабинета Перечень - каталог учебного оборудования, ТСО Перечень дидактических материалов по темам Управленческая папка учителя (с рекомендациями психолога, врача, социолога, дефектолога по работе с конкретными детьми) Папки для учащихся с памятками для выполнения различных форм учебной работы (или наборы памяток по темам)
«Дидактические ресурсы учителя и их здоровьесберегающий потенциал» Профессиональный тренинг:
Принципы здоровье- сбереже- ния Дидактические ресурсы Планиро- вание ДиагностикаКартотека заданий Тексты и медиа- сопровождение Практикумы, проекты и внеурочная деятельность по предмету 1. и т.д.
ресурсы развития здоровьесберегающей среды в образовательном процессе школы