Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 598 с углубленным изучением математики
Конкурс педагогических достижений Номинация «Проектная группа» «Педагогический проект»
Название проекта: «Интеграция предметов естественнонаучного цикла и физкультуры в формировании ключевой компетенции здоровьесбережения.» Здоровье –это такое психофизическое состояние ученика, которое обеспечивает ему достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно меняющейся учебной, социальной и природной среде.
Компетенция здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека; свобода и ответственность выбора образа жизни.
Проблема здоровьесбережения является актуальной. Особенно для нашего учебного заведения, так как из-за загруженности учащихся профильными предметами (математикой, физикой, химией, биологией) нет возможности ввести в учебный план валеологию, значит проблему надо решать с помощью учебных предметов, стоящих в сетке часов. Для нас актуальна гиподинамия, избыточный вес, нарушение осанки у учеников.
Цель проекта: для предметников естественнонаучного цикла и физической культуры создать целостную систему, направленную на формирование компетенции здоровьесбережения; на учебных предметах естественнонаучного цикла создать ситуацию осмысления значения и путей реализации здорового образа жизни.
Проведен анализ программ по физической культуре, биологии, предмету «Окружающий мир», химии, географии 1-х, 5-х, 9-х классов с целью выявления тем и отдельных уроков, содержание которых имеет здоровьесберегающую направленность. Анализ программ показал, что ведущую роль в формировании учащегося как целостной личности, развитии физических, психических и нравственных качеств, в формировании здорового образа жизни принадлежит физической культуре.
Преподаватели других учебных предметов должны исходить из данного распределения программного материала, а также делать акцент на факторы, влияющие на здоровье и поведение людей, на возможности сохранить жизнь и здоровье в различных условиях.
Разработан мониторинг физической подготовленности среди учащихся 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов; подобраны тесты для мониторинга здоровьесбережения.
Малинова Ольга Леонидовна и Артемьева Татьяна Карповна каждому желающему дают рекомендации как работать над собой. Разработана карточка здоровья. С её помощью ученик может сделать анализ своего физического состояния. Вывод чаще всего такой: здоров, развит, но нетренирован.
Исследовательской работой занимаются все ученики школы с 5 по 11 класс. Объектом исследования является сам ученик. Каждый ведет дневник самонаблюдений в котором регулярно записываются антропометрические данные ( рост, вес и т.д.), результаты выполнения физических упражнений, заболевания и т.д.. Эти данные он может сравнивать в динамике и с данными других учеников. Самопознание приводит к осмыслению значения и путей реализации здорового образа жизни, меняет мотивацию в поведении на уроках и вне уроков. Данные дневников самонаблюдений используются на уроках биологии.
Созданы и работают исследовательские группы учащихся. Они проводят оценку внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья : шум; освещенность; воздушная среда; размер помещений, дизайн, цвет стен; видеоэкранные средства; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние рекреаций, пришкольной территории; пищеблок; состояние санитарно-технического оборудования.
Учитель химии Андреева Людмила Ивановна и ученица 11А класса Воробьёва Лена В ходе работы над проектом создан толковый словарь. Продумана система интегрированных уроков. Удачным был интегрированный урок химии с биологией по теме «Спирты». Урок обобщающий. Урок – конференция.
понять свою роль и место в формировании компетентности здоровьесбережения; какую информацию ученик получает на других предметах и когда; Работа над проектом позволила каждому учителю нашей группы: работать не с «чистого листа», а опираясь на личный опыт ученика. грамотно строить индивидуальную работу с учащимися и родителями.
Спортивные кубки, полученные учащимися школы. Надеемся, что наша совместная работа позволит сохранить жизнь и здоровье детям, обучающимся в школе с углублённым изучением математики. Наш проект может быть использован в других учебных заведениях.
«…от учителя требуется лишь обладать всем тем, в чём нуждается ученик…» (восточная мудрость)