Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения
Учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамент, тип памяти и т.д. Исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала. Обучение ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений, т.е. психической самозащите Обеспечение благоприятного материально-психологического климата в классе и щколе; сохранение и поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей Проблемы здоровьесбережения
Направления работы школы по здоровьесбережению Условия (учебная нагрузка, физическая активность, пропаганда ЗОЖ, благоприятная психологическая атмосфера) Соблюдение правил ТБ Условия для развития личности,социальна я защищенность (М-Т обеспечение, медицинское; учебная и внеурочная деятельность, отдых в каникулярное время)
Здоровьесберегающий образовательный процесс Изучение теории вопроса Работа в группах по направлениям Изучение дел в школе планирование практикумы анализ и коррекция Педагогический совет – методический день Коррекция подпрограммы развития 1)Учебный процесс. 2)Спортивно- оздоровительна я работа. 3)Внеклассная работа. 4)Медицинское обслуживание.
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСК ИЕ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСК АЯ НРУППА ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМ ОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬН О НЕЗРЕЛЫЕ К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИЧЕС КИЕ БИОЛОГИЧЕСК ИЙ ВОЗРАСТ УРОВЕНЬ И ГАРМОНИЧНОС ТЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИ ОНАЛЬНЫЙ ТИП ТИП ПОГРАНИЧНОГО СОСТОЯНИЯ ПСИХОЛОГИ ЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСК ОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСК ОЕ СОСТОЯНИЕ СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ АКЦЕНТУАЦИ И СРУКТУРА МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОМЕТРИЯ ТИП СЕМЬИ ВНУТРИСЕМЕ ЙНАЯ АДАПТИВНОС ТЬ СФОРМИРОВ АННОСТЬ СИСТЕМ САМОРЕГУЛЯ ЦИИ ЛИЧНОСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕНН ОСТЬ
Практическая работа 1. Сформулировать проблему, связанную со здоровьем и написать ее в «голове рыбы» (А) 2. Определить причины снижения здоровья (школьные и внешкольные), написать их на конце лучей «туловища рыбы» (Б) 3. Для каждой категории выделить основные факторы и зафиксировать их на ветвях «скелета, отходящих от лучей» (В) 4. В случае необходимости выделить вторичные и третичные причины на веточках, отходящих от основных ветвей (Г)
Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову) Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональный недостаточно рациональный нерациональный Плотность урокаНе менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут10-15 минутБолее 15 минут Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже, чем через 7-10 минут Смена через минутСмена через минут Число видов преподаванияНе менее 321 Чередование видов преподавания Не позже, чем через минут Через минутНе чередуются Число эмоциональных разрядок 2-31Нет Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого Одна физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью. Отсутствуют Психологический климатПреобладают положительные эмоции. Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) Не ранее чем через 40 минут. Не ранее чем через 35 – 37 минут Менее чем через 30 минут Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову)
Требования к качественному уроку в условиях здоровьесбережения 1.Построение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом здоровьесбережения. 2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических. 3.Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей, потребностей. 4.Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями. 5.Активизация развития всех сфер личности школьников. 6.Логичность и эмоциональность всех типов учебно – познавательной деятельности. 7.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр). 8.Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 9.Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока. 10.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. 11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.