Педагогическое проектирование
Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем.
Педагогическое проектирование деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах, в педагогических технологиях. (Борисова Н.В.)
Педагогическое проектирование Проектировочная деятельность педагога заключается в создании им педагогического проекта - системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных целей. Проект в педагогической области - процесс, который постоянно анализируется и корректируется в ходе его реализации, это постоянный поиск решения различных педагогических и социальных проблем.
Метод проектов технология личностно-ориентированного обучения, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, предполагающая решение какой-либо проблемы посредством использования разнообразных методов, технологий и интегрирования знаний, умений из различных предметных областей. (Полат Е.С)
Сущность педагогического проектирования выявление и анализ педагогических проблем и причин их возникновения построение ценностных основ и стратегий проектирования определение целей и задач поиск методов и средств реализации педагогического проекта
Основные характеристики проекта Наличие значимой проблемы Использо- вание исследоват ельских методов Временный характер Значимость результатов
Проектная разработка должна включать: описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема Противоречие между требованиями, предъявляемыми временем, и существующими подходами. Необходимость внедрения новых технологий.
постановка проблемы проведение библиографического обзора; выявление противоречий в уже существующих данных; сформулирована либо как противоречие, либо как вопрос, объективно вытекающий из выявленного противоречия.
цель проекта должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности
обоснование способа решения проблемы: обоснование использования известного способа решения проблемы; способ скомпонован педагогом из нескольких известных; способ является результатом адаптации известного способа решения похожих проблем.
задачи проекта соотносятся с результатами план деятельности Подготовительный этап; Практический этап; Обобщающий этап.
планируемые образовательные результаты Соотносятся с задачами; Могут быть замерены.
описание показателей достижения результатов и способов диагностики Анкетирование, Мониторинг, Рейтинг, Социологическое исследование и др.
предполагаемые риски и способы их устранения Предполагаемое противодействие, трудности в осуществлении проекта
описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта Отчет по планируемым результатам
перспективы развития и распространения проекта Методические рекомендации; Семинары; Мастер-классы; Публикации и т.д.
приложения к проекту учебно-программная документация, нормативная документация, методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса, описание применяемых технологий и пр.
Критерии оценки: актуальность проблем, выделенных автором, ценность работы с учетом специфики образовательного учреждения, целей и задач, обозначенных в программе развития школы, особенностей контингента учащихся и других факторов; аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, результатов ранее проведенных исследований и педагогической практики;
Критерии оценки: анализ поставленных целей и задач педагогической деятельности с точки зрения влияния на качество обучения, развитие учащихся; соотнесения с целевым ориентиром образовательного учреждения; научного обоснования выбранного подхода и всей педагогической деятельности; эффективность внедрения идей или предлагаемых способов на практике; предложенные критерии и показатели для оценки эффективности подхода, разработанного педагогом (для творческого проекта желательно показать степень его реализации);
Критерии оценки: системность: взаимосвязь целей, средств, конечного результата, критериев оценки; перспективность и практическая значимость работы; возможность использовать идеи, проекты, методики в других образовательных учреждениях; соблюдение принципа здоровьесбережения, отражающего гуманные идеи сохранности здоровья участников образовательного процесса; инновационность работы - новые подходы к организации образовательно-воспитательного процесса.