Инновационный проект «Использование технологии проблемно – диалогического обучения в Общеобразовательной системе «Школа 2100» учителя начальных классов МОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Сыктывкара Натальи Владимировны БОГДАНОВОЙ
субъектиндивидуальность
субъект субъект носитель активности; носитель активности; целеполагающее, целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. (В.А. Петровский)
Индивидуальность – Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. (А.Г. Асмолов) (А.Г. Асмолов)
КАК? субъект субъект индивидуальность индивидуальность
Цель (проблема): Создание условий для самостоятельного осмысления ребенком учебной задачи и путей её решения. Создание условий для самостоятельного осмысления ребенком учебной задачи и путей её решения.
Образовательные технологии, предлагаемые к использованию в образовательной системе «2100» Технология проблемно - диалогического обучения Технология формирования типа правильной читательской деятельности Проектная технология Технология оценивания учебных достижений
Преимущества проблемно – диалогического обучения Обеспечивает более качественное усвоение знаний; Обеспечивает более качественное усвоение знаний; Стимулирует интеллектуальное развитие учеников; Стимулирует интеллектуальное развитие учеников; Активно задействует познавательную сферу; Активно задействует познавательную сферу; Воспитывает активную личность; Воспитывает активную личность; Является универсальной. Является универсальной.
Этапы работы в технологии ПДО Сообщение темы мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность»); Подводящий к теме диалог; Побуждающий к теме диалог.
Подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Пошаговое, жёсткое ведение мысли; Пошаговое, жёсткое ведение мысли; Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога; Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога; Почти невозможны неожиданные ответы; Почти невозможны неожиданные ответы; Не может быть прекращён, идёт до последнего вопроса на обобщение. Не может быть прекращён, идёт до последнего вопроса на обобщение.
Диагностика логического мышления Методика «четвёртый лишний»
Побуждающий диалог – отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль Побуждение к выдвижению гипотез; Побуждение к выдвижению гипотез; Принятие выдвигаемых учениками гипотез; Принятие выдвигаемых учениками гипотез; Побуждение к проверке гипотез; Побуждение к проверке гипотез; Принятие предлагаемых учениками проверок. Принятие предлагаемых учениками проверок.
Приёмы создания проблемной ситуации при побуждающем диалоге: 1. Предъявление противоречивых фактов, теорий; 2. Столкновение мнений учеников; 3. Столкновение неверного житейского представления учащихся с научными фактами; 4. Невыполнимое практическое задание; 5. Практическое задание, не сходное с предыдущим; 6. Практическое задание, сходное с предыдущим и не выполненное правильно.
3 класс Умение обозначить проблему и пути ее решения 2 класс Самостоятельное формулирование темы 1 класс Положительная мотивация
Уровень самостоятельности «ученик - учитель»
Эффективность технологии: В воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству; В стимулировании интеллектуального развития; В обеспечении творческого усвоения знаний; В прочности усвоения знаний; В здоровьесбережении.