Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной» Малахова Ирина Анатольевна
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Модель здоровья ученика Здоровье ребенка Соматический компонент Психический компонент Физический компонент Нравственный компонент
Здоровьесберегающая деятельность- это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.
физкультминутки, эмоциональные разрядки, смена видов работы. Формы работы
Концепция здоровьесберегающего обучения Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.
Структурными элементами моих уроков выступают: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание.
Учитель не должен!!!!! допускать перегрузки учеников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления.
Обязательно!!! учитывать интеллектуальные, физиологические особенности учащихся, индивидуальные способности каждого ученика.
Примеры зарядок-релаксаций 1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты. 2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе. 3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.
Творческий подход Сочинения «Мой режим дня», «Мой завтрак», «Дорогой друг, Будильник…» «Вкусно полезно?» и др. Тексты об истории Олимпийских игр, «Прогулка или компьютер» и др. Словарные диктанты «Вредные привычки и я», «Виды спорта» и др.
Нестандартные уроки Уроки-лекции, Уроки-семинары, Уроки- экскурсии, Уроки-путешествия, Уроки-исследования, Уроки-концерты.
Здоровьесберегающие условия и приемы Выполнение санитарных правил и норм Система релаксационных пауз и упражнений для опорно- двигательного аппарата, зрения. слуха, нервной системы в соответствии с возрастом, интенсивностью работы и номера урока в расписании. Снятие гиподинамии и статичности. В любом случае заботиться о своем здоровье и о здоровье детей, не отдавать предпочтения плотности урока за счет здоровья. При нарастании утомления падает продуктивность и возрастает раздражение учителя и ребенка.
Результаты работы 1. С каким настроение вы идете на урок?
2. Устаете ли вы к окончанию уроков русского языка?
Имитационная игра Урок русского языка Тип урока: урок-соревнование
Команда «Словарники». Составьте словарный диктант «Любимые виды спорта»; Команда «Текстовики» Составьте тексты(5-6 предложений) на тему: «Туристический поход»; Команда «Сочинители» Напишите сочинение- миниатюру «Утро. Будильник.»
Физкультминутка
Моделирование Создать примеры зарядок- релаксаций и физкультминуток для уроков русского языка
Материалы в помощь. Сказка о том, как появился глагол. Часть речи упала с печи, ударилась об пол, получился глагол Все глухие. -Фока, хочешь щец? -Фи, пост. Скороговорки. Щетинка – у чушки, чешуя- у щучки. Тридцать три Егорки стоят на пригорке. Вопросы падежей.
РЕФЛЕКСИЯ Эффективны ли формы работы, предложенные вам для здоровьесбережения детей на уроке? Какие из них вам больше всего понравились?
Спасибо за внимание!