Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года
Цель: способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию. Задачи: сформировать понятие «ключевые компетенции», определяющее современное качество содержания; изучить характеристики некоторых ключевых образовательных компетенций;
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения: целей образования; отбора содержания образования; организации образовательного процесса; оценки образовательных результатов ;
Основной результат образовательной деятельности – формирование ключевых компетентностей Компетенция ( от лат.competentia – соответствие, соразмерность) – универсальные способности для решения проблем личной или общественной значимости Компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности; определенный уровень владения компетенцией
Что такое новый образовательный результат? (Из концепции о модернизации российского образования): Формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений; Развитие умений работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации); Выработка экспертной оценки результатов накопленного материала; Формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов); Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации; Формирование навыков работы в группе, умение соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение; Развитие толерантности – как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих решений
Компоненты образовательной компетенции Ключевые (реализуемые на общем для всех предметов содержании) Общепредметные (реализуемые на содержании, интегрированном для совокупности предметов) Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов)
Ключевые компетенции Компетентность гражданственности Коммуникативная компетентность Компетентность самосовершенствования Учебно – познавательная компетентность Компетентность культурно- досуговой деятельности Компетентность здоровъесбережения Компетентность социального взаимодействия Информационно- технологическая компетентность Могут оцениваться такие компетентности как правовая, экономическая, экологическая, технологическая, профессиональная и другие
Направления деятельности для формирования компетентностей В начальном общем образовании 1. Познавательная деятельность 2. Речевая деятельность и работа с информацией 3. Организация деятельности В основном и среднем общем образовании 1. Познавательная деятельность 2. Информационно- коммуникативная деятельность 3. Рефлексивная деятельность
Компетентностная среда начальной школы должна обеспечить: реализацию стандартизированного базового начального образования; углубление и расширение имеющегося стандартного набора(без введения дополнительных образовательных дисциплин) в соответствии с запросами родителей, с возможностями имеющегося педагогического ресурса, с учетом возрастных психофизических возможностей детей и уровня их индивидуального развития; образовательную среду ( предметно и содержательно организованную);
Компетентностная среда основной школы должна обеспечить: реализацию государственных образовательных стандартов в рамках учебно – воспитательного процесса; обучение не только знаниям, умениям и навыкам, но и ключевым компетенциям за счет внедрения в учебную деятельность проектных работ, учебных мастерских, лабораторий, исследовательских курсов; возможность построения ИТУ ребенка, его профориентации через различные элективные курсы; интеграцию базового и дополнительного образования в аспекте реализации нестандартной части образовательных программ; получение обучающимися информации о мире профессий, рынке образовательных услуг и рынке труда;
Компетентностная среда средней школы должна обеспечить: освоение образовательного стандарта за курс средней школы с учетом профиля; изучение спектра специализированных курсов в рамках профильного образования в соответствии с индивидуальным выбором обучающегося; интеграцию ресурсов старшей профильной школы и учреждений начального профессионального образования; возможность изменения профиля обучения обучающимися через систему спецкурсов, обеспечивающих переход с одного профиля на другой;
Направления реализации компетентностного подхода Проблемное обучение Педагогика сотрудничества Личностно-ориентированное образование Использование технологий проектной деятельности, критического мышления, портфолио, индивидуального образования Стандарты начального, основного и среднего общего образования Проведение аттестации в формате ЕГЭ
Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности; сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда; комбинация личностных и профессиональных качеств;
Основные составляющие профессиональной компетенции Интеллектуально-педагогическая Коммуникативная Информационная Регулятивная
Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода научить учиться; научить решать познавательные проблемы; научить решать аналитические проблемы; научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения; научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности;
Решения заседания методического совета 1.Информацию принять к сведению. 2.Для достижения более высоких результатов обучения продумать пути совершенствования работы педагогов. ( ответственные руководители МО) 3. Педагогам школы, опираясь на полученные входе заседания знания, стремиться к моделированию ключевых компетенций в преподавательской деятельности.