МОУ СОШ 2 Орлова Л.И.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: - самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; - нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Самоопределение Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
Нравственно-этическая ориентация: знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем оценка своих поступков.
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 1. Воспитание российской гражданской идентичности. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем.
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 1. Воспитание российской гражданской идентичности. Осознание своей этнической и национальной принадлежности. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка культурного наследия народов России и человечества. Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни. Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Готовность к служению Отечеству, его защите.
Личностные результаты освоения ООП должны отражать: Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 2. Формирование ответственного отношения к учению Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно- исследовательской, коммуникативной и др.); готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Личностные результаты освоения ООП должны отражать: Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 3. Формирование целостного мировоззрения Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире.
Личностные результаты освоения ООП должны отражать: Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 4. Формирование доброжелательного отношения к другому человеку Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира. Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Начальная школаОсновная школа Старшая школа (проект) 5. Освоение правил поведения Овладение начальными навыками в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 6. Развитие морального сознания Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность нравственного сознания, чувства поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любви к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.) Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 7. Формирование коммуникативной компетентности Развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности. Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 8. Формирование здорового образа жизни Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное стремление к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий. Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 9. Формирование основ экологической культуры Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развития опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Сформированность основ экологического мышления, осознание влияние общественной нравственности и социально экономических процессов на состоянии природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности. 10. Осознание значения семьи в жизни человека Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализация в отношении членов своей семьи. Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Начальная школаОсновная школаСтаршая школа (проект) 11. Развитие эстетического сознания Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие эстетического сознания через освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе. Осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ценностного содержания и возможности реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. Личностные результаты освоения ООП должны отражать:
Конструирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования. Паневина Г.Н., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО. Одно из существенных нововведений стандарта – это предъявление требований к выпускнику на разных этапах общего образования трёх видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты в силу своей специфики, отражающей отношение, эмоции, переживания, убеждения, взгляды, мировоззренческие идеи и другие внутренние процессы, требуют особенной формулировки заданий и подбор средств обучения. В большинстве случаев для их достижения необходимо использование дополнительных текстов, обеспечивающих сопоставление позиций разных авторов или автора и ученика, размышление о личном отношении к авторскому высказыванию, поиск аргументов в защиту принятой позиции и т.д. Это прежде всего, открытые тексты, в которых: - не создаётся впечатление, что автор текста не знает всё и во всём прав – читатели могут сомневаться в авторских суждениях;
- автор не настаивает на единственной версии и оценке – читатели могут выдвигать свои предположения и т.п.; - информация незавершена – у читателя могут остаться или появиться вопросы. Если в учебном пособии, в книге для чтения или хрестоматии учитель не находит подходящих для работы текстов, ему рекомендуется обратиться к первоисточникам (документам, дневникам) с фактическим описанием объектов, процессов или к современным текстам (статьи в журналах, газетах) с авторским взглядом на факты, процессы, события. Задания, направленные на достижения личностных результатов, рекомендуется начинать со слов: «Как вы думаете, почему …», «Предположите, что повлияло на …», «Какой способ, по вашему мнению, …», «Дайте оценку …» и т.д. В некоторых учебниках уже появились рубрики, содержащие задания такого типа: «Как вы считаете?», «Моя точка зрения», «Проблема ждёт вашего решения» и др. Развитию личностных достижений и диагностике их результативности способствуют уроки обобщающего повторения и систематизации полученных знаний и умений.
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования 2010г. 2. Паневина Г.Н. « Конструирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования». Сборник ХК ИРО «Педагогические условия достижения школьниками образовательных результатов». Хабаровск