Концепция непрерывного образования в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Advertisements

Ректор ГОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Фёдоров М.В. Образование через всю жизнь – как способ реализации принципа преемственности поколений.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Стратегические документы в сфере образования. Государственная программа РФ « Развитие образования » на годы Государственная программа РФ « Развитие.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
ФЦПРО как инструмент развития образования (проект ФЦПРО на гг.)
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
А.И.Новиков, Н.Б.Водолазский, В.А. Акулинин Формирование национальной системы непрерывного обучения преподавателей медицинских вузов и опыт зарубежных.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.
Транксрипт:

Концепция непрерывного образования в Российской Федерации

ДЕКЛАРАЦИЯ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Принята 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Мадрид, Испания, октябрь 1987 Непрерывное медицинское образование Все врачи приговорены к пожизненному обучению Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться, обязан быть в курсе всех достижений медицинской науки и поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков За предоставление всем врачам равных возможностей непрерывного совершенствования, ответственность несут медицинские школы, клиники и профессиональные ассоциации

Кризис системы высшего образования стремительное развитие компьютерной техники и информационных технологий, благодаря которому большая часть знаний, получаемая студентами, оказывается устаревшими уже через 4-5 лет неспособность вузов предвидеть требования к будущим специалистам и гарантировать им качественную подготовку к профессиональной деятельности нежелание людей постоянно повышать свою профессиональную квалификацию с учётом потребностей рынка труда

Рейтинги образовательных учреждений мира В США отобрали 62 вуза (причём 7 из них оказались в первой десятке), в Великобритании - 30 (Оксфорд и Кембридж идут наравне с университетами США), в Германии – 17, во Франции – 8, в Голландии – 6, в Австрии – 3, в Бельгии, Дании и Швеции – 2 Университеты Испании, Италии, Норвегии и Финляндии не попали в 50 лучших вузов В списке отсутствуют представители стран Восточной Европы

Необходимость реформирования высшего образования стремительное повышение востребованности высшего образования несовпадение количества выпускаемых и требуемых специалистов неспособностью академического образования адаптироваться к быстро меняющимся потребностям рынка труда попытки сделать высшее образование доступным для всех слоёв общества – снижение требований к абитуриентам повышением мобильности студентов, специалистов и профессорско- преподавательского состава сокращение государственного финансирования вузов

Во-первых, превращение университетов в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не только в экономическом, но и в социальном, культурном, экологическом смысле Во-первых, превращение университетов в эпицентры программирования регионального развития, причем понимаемого не только в экономическом, но и в социальном, культурном, экологическом смысле В-третьих, революционного изменения традиционной идеи высшего образования, осознания необходимости «образования длиною в жизнь и шириною в жизнь». Университеты должны подвергнуть себя трансформации и реконфигурации, чтобы быть способными обслуживать образовательные заказы специалистов (университет как институт непрерывного образования взрослых) В-третьих, революционного изменения традиционной идеи высшего образования, осознания необходимости «образования длиною в жизнь и шириною в жизнь». Университеты должны подвергнуть себя трансформации и реконфигурации, чтобы быть способными обслуживать образовательные заказы специалистов (университет как институт непрерывного образования взрослых) Во-вторых, инновационно-предпринимательская модель университета научно-образовательно-промышленный комплекс с академическим ядром междисциплинарная проектно-ориентированная периферия сетевые инновационные высокотехнологичные структуры малых предприятий, активно работающих с заказами местных органов власти, промышленности, бизнеса и общества

Качества необходимые специалисту наряду с академическими успехами имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации понимали основы математики и естественных наук владели навыками работы с информационными технологиями могли критически мыслить ощущали потребность в непрерывном образовании умели работать в группах были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции

Проблема низкого качества и снижения уровня доступности социальных услуг в сфере образования представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести: невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества; недостаточное использование современных образовательных технологий; низкую динамику кадрового обновления в системе образования; крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации; отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом; отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования. Проблема требует комплексного решения применением программно-целевого метода (метод целевых программ) Правительство Российской Федерации РАСПОРЯЖЕНИЕ от 7 февраля 2011 г. N 163-р О концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Что же такое непрерывное образование Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Непрерывное образование - это система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте.

Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования выражен не так четко, как в рамках системы образования, существующей в России.

переход к непрерывному профессиональному образованию; повышение качества профессионального образования; обеспечение инвестиционной привлекательности образования; реформа общего (среднего) образования. Реализация любого из них несет с собой значительные изменения. А в случае построения предлагаемой модели непрерывного образования радикально изменится вся нынешняя структура российского образования. В концепции модернизации образования на 2006–2010 годы обозначено четыре основных этапа:

Первой попыткой нивелировать прыжок на новый уровень образования в России стал эксперимент с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Правда, он проводился в отрыве от остальных компонентов системы непрерывного образования и, возможно, поэтому был неоднозначно воспринят в обществе. Внедрение системы непрерывного образования предусматривает модернизацию дополнительного образования. По данным Российской академии образования до 50% выпускников вузов работают не по специальности, а это значит, что плюс к имеющемуся люди вынуждены получать дополнительное – по большей части платное – образование. И масштабы этого явления будут только нарастать. В скором времени возможность давать дополнительное образование распространится на учреждения, не являющиеся учебными.

Цель и особенности Концепции непрерывного образования Цель Концепции непрерывного образования – определение путей и способов поддержки государством и обществом развития качественного непрерывного образования в Российской Федерации, которое призвано обеспечить высокий уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, реализацию актуальных потребностей личности в образовании на протяжении всей жизни. Особенности Концепции непрерывного образования: - акцент на содержании образования - акцент на непрерывном профессиональном образовании Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Парадигма непрерывного образования Миссия системы непрерывного образования – стать основой социального единства и занятости Компоненты: основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы Системность: создание единой системы, объединяющей все виды и формы образовательной деятельности Цель: создание условий для обучения в течение всей жизни Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Понятие системы непрерывного образования Система непрерывного образования - совокупность: Образовательных структур Образовательных программ Механизмов регулирования деятельности С целью: целостного развития человека как личности на протяжении всей его жизни, повышения возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развития способностей обучающегося, его стремлений и возможностей Изначально в нашей стране непрерывное образование рассматривалось как образование для взрослых людей. Его предназначение виделось в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки либо в пополнении знаний в связи с новыми требованиями жизни, профессии. В наши дни Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Непрерывное образование в России Дополни- тельное образование взрослых, включая дополни- тельное профес- сиональное образование Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование Дополни- тельное образование детей Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

начальное профессиональное образование ориентировано на обучение действиям и функциям среднее профессиональное образование функция, основанная на комплексных базовых знаниях высшее профессиональное образование комплексные знания, инициирующие функции основная задача – уделить больше внимания на то, какие степени свободы должны быть реализованы в образовательном стандарте каждого уровня для обеспечения требований, предусмотренных соответствующим профессиональным стандартом. Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Современная система образования Российской Федерации Основные общеобразовательные программы дошкольного образования - начального общего - основного общего -среднего (полного) общего Основные профессиональные образовательные программы Программы НПО, СПО, бакалавриата, подготовки специалиста магистратуры, послевузовского профессионального образования Дополнительные образовательные программы Программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации Наряду с образовательными программами в сфере образования сегодня используются программы профессиональной подготовки, предназначенные для освоения лицами различного возраста профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Современная система непрерывного образования РФ уч. год Всего: 1500 ОУ, реализующих программы профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации гг. Увеличение почти в 2 раза числа граждан, обученных в системе дополнительного профессионального образования: 1995г. – 770,3 тыс. чел. 2004г. – 1469,1 тыс. чел. Охвачено 12,1% населения России в возрасте от 25 до 64 лет курсы повышения квалификации – 5,4%, единовременны лекции, семинары – 3,2%, программы профессиональной переподготовки – 3,5% гг. Охвачено 5-6% населения России в возрасте от 18 до 60 лет Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Предпосылки модернизации системы непрерывного образования Экспертная оценка: ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад 1.Рост требований к качеству трудовых ресурсов, обусловленный обострением международной конкуренции, стремительными темпами развития технологий 2. Необходимость непрерывного обновления знаний, умений, навыков Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Основные направления развития непрерывного образования 1.Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования 2.Формирование конкурентного рынка услуг в области непрерывного образования 3.Формирование механизмов обеспечения качества непрерывного образования 4.Обеспечение преемственности образовательных программ 5. Формирование рейтинговой системы оценки образовательных программ 6. Поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов 7. Изменение механизмов финансового обеспечения программ Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования Создание механизмов, регулирующих систему непрерывного образования Обеспечение взаимодействия с работодателями Создание системы корпоративного профессионального образования мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования Работодатель ОУ профессионального образования Выпускник Работодатели осуществляют разработку профессионально- квалификационных структур; квалификационных требований; создают органы по разработке квалифицированных требований 2.ОУ профессионального образования разрабатывают и реализуют образовательные программы на основе соответствующих профессиональных стандартов 3.Прохождении процедуры сертификации в соответствующем органе по присвоению квалификации Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования Система корпоративного профессионального образования разработка, внедрение и актуализация программ обучения в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Формирование корпоративных университетов, факультетов, институтов Решение задач профессиональной ориентации и консультаций, подбора, расстановки и адаптации кадров, планирования и нормирования труда работников, развития систем управления персоналом Реализация программ повышения квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов по отраслям экономики с целью актуализации их компетентности Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

2. Формирование конкурентного рынка услуг в области непрерывного образования Создание механизмов, формирующих устойчивые прямые и обратные связи между производителями и потребителями образовательных услуг, включая прогноз потребности в услугах непрерывного образования, доступные информационные ресурсы мониторинг спроса и предложения на федеральном, региональном и муниципальном рынках образовательных услуг создание эффективной методики статистического учета по непрерывному образованию разработка и введение в действие национальной рамки квалификаций мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

3. Формирование механизмов обеспечения качества непрерывного образования Совершенствование системы оценки качества непрерывного образования Осуществление общественно-профессиональной аккредитации Создание независимых органов сертификации персонала Обеспечение информационного представления на сайте образовательного учреждения результатов аккредитации, сертификации и других показателей деятельности СУ мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

4. Обеспечение преемственности образовательных программ Обеспечение преемственности образовательных программ Создание сети стажировочных площадок для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих работников Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе ведущих вузов Введение системы зачетных единиц мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

4. Обеспечение преемственности образовательных программ Непрерывное образование может выполнить свою функцию в полной мере только в том случае, когда оно охватывает все уровни и виды образования Основные образовательные программы всех уровней Дополнительные образовательные программы Сегмент образовательной системы, который способен быстро и гибко реагировать на потребности экономики (путем обеспечения оперативного обновления знаний и умений в соответствии с динамикой изменений потребностей) Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Некоторые аспекты реализации преемственных основных образовательных программ в системе непрерывного образования Возможность сокращения сроков освоения программ следующего уровня на базе имеющегося родственного профессионального образования: ВПО – на базе СПО СПО – на базе НПО Реализация основных образовательных программ НПО и СПО на базе не только среднего (полного) общего, но и основного общего образования Многократное получение профессионального образования какого-либо уровня в форме второго образования (высокая затратность по срокам и стоимости обучения) Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

4. Обеспечение преемственности образовательных программ Система зачетных единиц – способ оценки трудоемкости образовательных программ путем присвоения кредитов их компонентам (дисциплинам, модулям и т.д.) Система зачетных единиц позволяет Сопоставлять образовательные программы Учитывать результаты обучения при смене обучающимся образовательной траектории, учебного заведения или программы обучения Предоставить обучающимся возможность самостоятельно планировать учебный процесс Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

5. Формирование рейтинговой системы оценки образовательных программ Обеспечение здоровой конкуренции между участниками рынка непрерывного образования Разработка и апробация предложений по формированию системы рейтингования образовательных программ дополнительного образования и организаций. Принципы построения системы рейтинговой оценки: добровольность участия, независимость оценки от участников рейтинга, открытость информации и методик сравнения, максимальная объективность показателей. Привлекать: авторитетных экспертов, представителей работодателей, представителей профессиональных сообществ мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

6. Поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов Поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов Мониторинг развития образовательных ресурсов: общедоступных национальных библиотек и других электронных образовательных ресурсов Создания открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов мероприятия Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

7. Изменение механизмов финансового обеспечения программ Принципы многоканальности финансирования образовательных программ и расширение прав и ответственности участников образовательного процесса Основа Бюджетные источники Иные источники, в том числе специальные фонды, работодатели, сами граждане Персонифицированное финансирование непрерывного образования: финансовые сертификаты, чеки, ваучеры Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

В рамках развития непрерывного образования в перспективе произойдет: Расширение круга поставщиков услуг дополнительного образования Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования Повышение мобильности на внутреннем рынке труда и позиционирование передовых российских технологий на международной арене Целенаправленное формирование человеческого капитала страны Давыденко Т.М. Директор Департамента профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Современное медицинское образование должно быть: активным (акцент на активность, самостоятельность обучающихся и возможность адаптироваться к изменяющимся условиям) построено на принципах самообучения проходить по возможности без отрыва от работы с использованием самоуправляемого обучения Непрерывное образование процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением.