Концепция развития школы на основе акмеологического подхода Демченко Елена Владимировна, МБОУ СОШ 40 г. Чита, 2011 год
Акмеология образования - исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. - опирается на психологию развития человека в учебной и профессиональной деятельности. Акмеология Акмеология – наука о вершинах, о высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека.
Предметом школьной акмеологии является целостное развитие растущего человека в образовательной среде, достижение им вершин на каждой ступени обучения. « Растущий человек – это человек в динамике своего возрастного роста и развития, ребенок, подросток, юноша или девушка, проходящие поэтапный процесс своего взросления» (В.Н. Максимова).
- в изучении растущего человека как целостного феномена в системе его реальных связей и отношений с действительностью; - в ориентации каждого ученика на достижение жизненной вершины, на стремление к совершенствованию своих качеств личности, к успеху, к развитию культуры достоинства и качества жизни в процессе саморазвития и самосознания на основе приоритета духовно- нравственных ценностей; - в организации созидательной деятельности, интересной и продуктивной, раскрывающей способности каждого ученика и обеспечивающей ему ситуации успеха, общественное признание, чувства самодостаточности и полноценности, коммуникативные умения сотрудничества в творческих группах, в социальной практике. Акмеологический подход состоит:
успешно решать задачу обучения и воспитания учащихся, подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии, сохранения и укрепления здоровья обучающихся; перевести школу из режима функционирования в режим развития. Акмеологический подход Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет:
МИССИЯ ШКОЛЫ: целостное развитие личности учащегося и педагога в условиях их совместной творческой созидательной деятельности по овладению богатством культурно- исторического наследия России и человечества в целом.
научные положения о сущности, строении и функционировании образовательного учреждения (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова, В.Н. Степанов); научные труды представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); идеи о влиянии среды на развитие личности ребенка – средовый подход (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов, С. Френе); В основе Концепции школы, функционирующей в акмеологическом режиме, лежат:
интеграция знаний о развитии человека как индивида, индивидуальности (онтогенез), личности и субъекта деятельности (социогенез) (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн); основные положения акмеологии как науки о вершинах, о высших достижениях в развитии человека (Б.Г. Ананьев, Н. Рыбников, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Дергач и др.); положения Концепции «Акмеологическая школа» (В.Н. Максимова) и акмеологический подход к воспитанию (модель выпускника школы Н.М. Полетаевой).
Акме – как ориентация на жизненный успех, достижение вершины в развитии ученика и учителя на каждой ступени обучения (дошкольное, начальное, основное, среднее). Акмеологический анализ – анализ процесса и результатов деятельности через призму возможных вершин достижений. Акмеологическая позиция учителя – как профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, деятельности всего коллектива школы по обучению и воспитанию ученика, установка на саморазвитие и самореализацию. Ключевые понятия Концепции:
Акмеологическая среда – образовательное пространство школы и ее социума, обеспечивающее высокие результаты в деятельности ученика и учителя. Акмеологические технологии – технологии обеспечения достижения «акме» каждым учеником в условиях вариативности образовательных программ, медико-социально-психолого- педагогического и валеологического сопровождения учебно- воспитательного процесса. Акмеологическая школа – как качественная характеристика деятельности школы и результатов этой деятельности. продолжение
Здоровье как интегративный показатель целостности человека, «которая проявляется в оптимальном единстве социального и биологического аспектов» его развития на основе духовно- нравственных ценностей. Зрелость – как интегральный показатель достижения «акме» на каждой ступени обучения (школьная, учебная, личностная, социальная). Личность - это системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивидуума и характеризующая социальную сущность человека. продолжение
Воспитание – как процесс целостного саморазвития человека в социокультурной среде, во взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, в которых отражена биопсихосоциальная природа человека. Воспитательная система – как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию учащихся. Профессионализм – высшее достижение в развитии человека как субъекта своей учебной и профессиональной деятельности (для ученика – готовность к следующей ступени обучения и воспитания; для учителя – реализация профессиональных качеств на оптимальном уровне). продолжение
Саморазвитие – как потребность человека в новых достижениях, стремлении к успеху, совершенству. Субъект – это индивидуум, обладающий осознанной активной позицией в познании и преобразовании себя и окружающей действительности. Человек как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. продолжение
- высокое качество образовательной системы (целостность, интегральность, системность, саморазвитие, оптимальность, самоорганизация, устойчивость), - более высокое качество развития человека (целостность, индивидуальность, саморазвитие, самореализация, креативность, зрелость, устойчивость, успешность, здоровье). Для школы, функционирующей в акмеологическом режиме, характерно:
Целостность содержания. Акмеологические технологии. Акмеологическое сопровождение АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ВЫПУСКНИКА
Акмеологическая среда - индивидуальные личностные качества ребенка; - внутренние мотивы ребенка; - современный социальный заказ на образовательные услуги учитывает: создает условия для: - самоопределения учащихся (творческого, профессионального и т.д.); - развития индивидуальных личностных качеств ребенка; - творческого самовыражения; - психолого-педагогического сопровождения ребенка; - дополнения домашнего воспитания. предоставляет возможность: - для развития и саморазвития индивидуальных личностных качеств ребенка; - для эффективного использования потенциала свободного времени; - ребенку свободного выбора для развития своих способностей; - компенсировать недостаток образовательных услуг; - субъективизации родителей в учебно-воспитательный процесс.
ДНЛ ГПЛ СЗЛ ЗЛ ИРЛ А П Л ИРЛ ИРЛ – интеллектуально развитая личность; ДНЛ ДНЛ – духовно-нравственная личность; ЗЛ ЗЛ – зрелая личность; СЗЛ – социально здоровая личность; ГПЛ ГПЛ – гражданская позиция личности; АПЛ АПЛ – акмеологическая позиция личности. Модель выпускника
Акмеологическая модель педагога АПП ЛЗПЗ ДЗ ПЗ – профессиональная зрелость; ЛЗ – личностная зрелость; ДЗ – духовная зрелость; АПП – акмеологическая позиция педагога. «Акмеологическая позиция педагога – гуманистическая ориентация педагога на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, на высокие результаты и достижения своего педагогического труда, на развитие творческой созидательной деятельности…» (В.Н. Максимова). АПП ЛЗПЗ ДЗ ПЗ – профессиональная зрелость; ЛЗ – личностная зрелость; ДЗ – духовная зрелость; АПП – акмеологическая позиция педагога.
профессиональная компетентность (система знаний и умений) Профессиональная зрелость как готовность педагога к инновационной профессионально-педагогической деятельности педагогическое мастерство педагогическое мастерство (способность к творчеству) педагогическая направленность профессиональной деятельности педагогическая направленность профессиональной деятельности (устойчивая мотивация деятельности)
способность к самостоятельному прогнозированию своего поведения (система знаний и умений) Личностная зрелость как самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений способность мобилизовать себя на выполнение собственного решения способность мобилизовать себя на выполнение собственного решения (устойчивая мотивация деятельности) способность к самостоятельному контролю и анализу своей деятельности способность к эмоционально- адекватной реакции на различные ситуации способность «извлекать уроки» из собственного поведения
готовность к духовному саморазвитию Духовная зрелость как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности целенаправленная работа по развитию духовно-нравственного потенциала каждого ученика как высокий уровень духовного развития человека, его силы духа и нравственности
Акмеологическая позиция педагога как гуманистическая ориентация педагога на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника на высокие результаты и достижения своего педагогического труда на развитие творческой созидательной деятельности
основные критерии эффективности образовательной системы, развивающейся на основе акмеологического подхода: - зрелость растущего человека на всех ступенях школьного обучения; - удовлетворенность учащимися, педагогами и родителями жизнедеятельностью школы и результатами учебно - воспитательного процесса.