Самостоятельное, ответственное, инициативное педагогическое действие К.Н.Поливанова, Красноярск 27.04.2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательный аспект современного урока. Современный урок Отвечающий духу и требованиям своего времени Отвечающий потребностям современного общества.
Advertisements

Изменение практик развития К.Поливанова Изменение практик развития и его последствия К.Н.Поливанова.
Посредническая позиция учителя и школы как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся Долгова Л. М., директор.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
Посредничество в художественных образовательных практиках С.В. Ермаков – к.ф.н., доцент кафедры педагогики высшей школы ИППС СФУ; Ю.Г. Юдина – к.п.н.,
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную МС « Создание условий успешно социализации.
Творческая группа «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в контексте содержания ФГОС»
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Модель подростковой школы (процессы, формы организации, поддержка качества, контроля и оценки деятельности) МБОУ СОШ 92 г. Красноярск.
ТЬЮТОРСКИЙ ПОДХОД В ПК И ПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ как тьюторская практика Надежда Муха, Эксперт ИПОП «Эврика»
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Сопровождение педагога в процессе конструирования новой образовательной действительности 26 мая 2011 года.
Проектирование субъектной деятельностной позиции у подростков в отношении выбора здорового стиля жизни «Видеть хорошее в человеке всегда трудно… Хорошее.
Критерии успешности учителя в соответствии с ФГОС.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ШКОЛЕ. Рябцева О.В.
Зачем старшекласснику взрослый? Рустам Байбурин, Красноярск апрель, 2011.
Психологические особенности подросткового возраста.
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
Транксрипт:

Самостоятельное, ответственное, инициативное педагогическое действие К.Н.Поливанова, Красноярск

Планы разговора об инициативе, самостоятельности, ответственности Бытовой: «Психологический»: Ценностный: Я отвечаю за все! Профессиональная и личностная гибкость (Л.М.Митина), Профессиональное выгорание; подвижничество, миссия, призвание, ТВОРЧЕСТВО!!!!!!!

Любовь к детям!

Однако учитель это всего лишь Социальная функция (преходящая); Профессия, т.е. система профессиональных навыков (изменяющихся);

Откуда столько пафоса? Варианты ответа Работают вне внятно сформулированной системы требований и норм и практик; Наделены неограниченной властью; Двойной отрицательный отбор (В.С.Собкин): «троечники» Ни за что не отвечают («ребенок должен»): ненависть к ЕГЭ

Почему? Нет обратной связи (нет данных о результатах деятельности) Нет профессиональной культуры рефлексии (осознания собственных способов действия) Нет технологии Ответственность Самостоятельность относительно которой возможна инициатива

А почему нет? Исторически стремительно возникший запрос на учительскую профессию (выше начальной школы)

Следовательно, Необходимо задать такой «план» обсуждения, в котором могли бы появиться инициатива, самостоятельность, ответственность как имманентные составляющие учительского действия (если их сочетание возможно)

Позиция учителя: Действие с действием (а не с предметом)

Позиция учителя - посредник Педагог связывает 2 сущности: предметное содержание и индивидуальный понятийный ландшафт ребенка Он обеспечивает действия ребенка по переструктурированию его собственной картины мира

Инициативное действие Переход через границу семантических полей Опасное (неизвестное) Суть безответственное Требующее поддержки (обеспечения опор) Многообещающее

Посредничество Даритель, помощник, Старичок-Боровичок – посредники, обеспечивающие инициативное действие Героя (В.Пропп «Морфология волшебной сказки»)

Б.Д.Эльконин «Посредник обеспечивает встречу идеальной формы и телесности. Если речь идет о человеке, то встреча идеи и человеческого самочувствия, чувства самого себя. Это и есть то место, где в экзистенциальном контексте начинается работа, начинается служение тех, кого можно назвать посредниками». Поле и задачи посреднического действия

Б.Д.Эльконин: «Вот эта работа - устроение идеальной формы так, чтобы она становилась зеркалом, обращала самому человеку и усиливала его собственную телесность - это экзистенциальная задача посредника» Отзеркаливание Усиление Экранирование

Например, Первая улыбка «Кольцо самоподражания» (В. Петровский) ВОЗНИКАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Начальная школа Строится искусственное действие Оно ощущается, переживается ребенком, «экранируется» учителем Является предметом обучения Посредник усиливает и акцентирует неестественное (искусственное) действие: ложка, письменное слово и т.д.

Подростковая школа Чудесное превращение Из неощущаемого в ощущаемое Из Ничто в Нечто П(р)оявление Я

Что экранируется? (И оценивается) В начальной школе – успешность искусственного В подростковой школе – восторг преображения/ преобразования

Несколько эмпирических зарисовок Г.Поттер: волшебное как предельно привлекательное; школа – скука, серость; Что интересно в школе: неожиданный вопрос; смешное; неожиданный ответ: …., а оказывается!!!!

Еще не выводы… Инициативное действие безответственно (чистая проба!) Ответственное действие – требует поля возможностей, выбора… Самостоятельное действие всегда ответственно (авторское, подписанное моим именем, переживаемое как мое)

Учитель может действовать В логике Героя - тогда ни за что не отвечает, ищет своего Дарителя – инициативно; В логике Дарителя: самостоятельно, зная о последствиях, видя всю тщету своих усилий, но отвечая за свое решение (вопрос – чем отвечать?) В реальности эти две логики «встречаются»

Было-стало Вчера - некоторые достижения учеников были гарантированы Завтра – никаких гарантий, чистая проба Сегодня: переход от гарантий к обещаниям и обратно

Некоторые выводы Инициатива педагога возможна только в случае дифференциации пространств (что-то знаю наверняка, что-то попробую) ; Ответственность – при наличии обратной связи (есть экран моих действий); Самостоятельность (?) – мера (пространство) моих и не моих действий, т.е. Баланс инициативы и ответственности