смешения парных по глухости – звонкости (п-б, ф-в, т-д, с-з, ш-ж, к-г) нарушение обозначения мягкости согласных на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) смешение звуков близких по артикуляции ( по месту и способу образования): с-ш, ч- ть, с-ц, щ-сь, р-л и т. д.
нарушение фонематического восприятия (трудности различения звуков на слух) отражение неправильного звукопроизношения на письме
Зона Вернике – речеслуховой центр. Ответственный за интерпретацию чужой речи и формирование основного замысла высказываний самого человека. Ее поражение приводит к нарушению понимания устной речи.
уточнение правильной артикуляции звуков (положение губ, языка при произнесении смешиваемых звуков, акцент на различии ) характеристика звуков речи (согласный – глухой- звонкий – твердый-мягкий)
записать слоги, звукосочетания в 2 строчки: в первую – с буквой П, во вторую – с буквой Б. П: па, по, пы, пэ… Б: бэ, бы, ба, бо… Задание используется и в отработке ошибок в обозначении твердости-мягкости согласных (а-я, о-ё…), звуков близких по артикуляции и звучанию (с-ш, ч-щ…) Запомни и запиши ряды слогов Мо-мё-мо Па-ба-па и т. д. составить схемы слов, дифференцируемые звуки записать над соответствующим слогом п б б Слова: почка, бабочка.
при выполнении упражнения в рамках урока попросить выделить красным цветом нужные для дифференциации буквы. Например: Наступила зима. Были сильные морозы. Зина взяла санки и пошла на горку. вставить в слова пропущенные буквы. Выделить красным цветом. Например: Вставляем д или т. Боро…а, гра…усник, о…еяло, моло…ок, капус…а. на литературном чтении как элемент урока чтение слоговых рядов с дифференцируемыми буквами. ва – фа ви – фи - ви фе – ве фо – во - во вы – фы вя – фя – вя
Примеры заданий были использованы из книги Ефименковой Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальной школы».