Оценочное портфолио учащихся Портфолио (« портфели ») служат для интеграции преподавания и оценки ; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам ; помощи детям в оценивании собственной работы ; формирования базы для оценки достижений ребенка. « Портфель » является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.
Для чего ученику портфолио ? " У каждого ученика будет " портфолио ", то есть индивидуальный " портфель " образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов " ( министр образования В. М. Филиппов " Комсомольская правда " )
« Оценочный портфель » (« портфель учителя и ученика ») – набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся : копии материалов из « демонстрационного портфеля »; записи наблюдений за учеником ; высказываний ребенка ; записи бесед ; описание интересов ученика ; материалы тестов, контрольных работ.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза : " Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован ".
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи : поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников ; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения ; развивать навыки рефлексивной и оценочной ( самооценочной ) деятельности учащихся ; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействовать индивидуализации ( персонализации ) образования школьников ; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Цель портфолио : выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы
Для чего все это нужно ? Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико - ориентированного обучения.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию ( фамилия имя и отчество ; учебное заведение, класс ), контактную информацию и фото ученика. Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ " МОИ ДОСТИЖЕНИЯ " Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе ( похвальный лист ) и успехи, например, в спорте ( диплом ). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ " МОЯ УЧЁБА " В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ " МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ " В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно - познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
РАЗДЕЛ " МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ " В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно - познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
РАЗДЕЛ " МОЁ ТВОРЧЕСТВО " В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы : рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа ( поделка ), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела ! Важно ! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии : название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет - порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ " МОЙ МИР " Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов : " Мое имя " - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. " Моя семья " - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. " Мой город " - рассказ о родном городе ( селе, деревне ), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места ( пересечения дорог, светофоры ). " Мои друзья " - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. " Мои увлечения " - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. " Моя школа " - рассказ о школе и о педагогах. " Мои любимые школьные предметы " - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу " мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием " Школьные предметы ". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что - то важное и нужное для себя.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ " ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ " В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Считаю важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
Выводы : 1. Для поступления в вуз необходимо закончить специальный профильный класс. 2. Поступление в профильный класс осуществляется на конкурсной основе. 3. В конкурсном отборе участвует не только аттестат, но и портфолио (8-9 класс ). 4. Управления образования администрации области ( края ) своим приказом вводит в действие " Положение ( индивидуальной накопительной оценке обучающихся основной школы общеобразовательных учреждений области )". 5. В " Положении о портфолио " обязательно прописывают : a) цели и задачи портфолио, b) структуру портфолио, c) форму учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной ( общей ) школы. 6. В портфолио есть обязательный раздел " Итоговая ведомость ". Администрацией МОУ ( школы ) выставляется итоговая оценка, скрепляется подписью директора и печатью. 7. Всю информацию о портфолио каждый ученик и родитель имеет возможность ( и право ) узнать в Управлении образования администрации области ( края ). Каждое территориальное управление образования имеет свой официальный сайт.