Инновации в системе начального образования Ключевое направление состоит в обновлении и модернизации концептуальных, технологических и методических подходов к организации образовательной деятельности начальной школы, обеспечивающих достижение младшими школьниками новых образовательных результатов как основы успешности дальнейшего обучения.
Программа формирования УУД Личностные - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка); - смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания»); - морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков). Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знако-символичес- ких средств, общих схем решения, выполнение логических операций; сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
Модель программы обучения и воспитания Обучать тому, как надо учиться и думать. Формирование необходимых жизненных навыков, включая творческий подход к решению проблем. Программа личностного роста, включающая развитие самоуважения и уверенности в себе. Содержательная часть программы обучения, должна состоять из интегрированных тем.
ОСОБЕННОСТЬ ФГОС Основа методологической базы ФГОС нового поколения - системно – деятельностный подход (активная форма обучения) Ключевая задача – научить учиться.
СПОСОБНОСТИ ФОРМИРУЮТСЯ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Имеет смысл только то знание, которое используется на практике. Самого большого успеха можно добиться только поняв проблему и превратить её в возможность. Легче всего дети усваивают новое, когда они учатся со смыслом, сразу же применяя полученные знания на практике.
Универсальные учебные действия – «умение учиться» Полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия (в т. ч. контроль и оценка).
Универсальные учебные действия «способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»; «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений». «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».
ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД Действие смыслообразования – основа формирования мировоззренческих взглядов (внутренняя позиция учащегося, его нравственное и гражданское самоопределение)
Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные УУД: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
ПРОБЛЕМНЫЕ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
ЛОГИЧЕСКИЕ выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их доказательство.
ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКИЕ выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, формирования обобщенных знаний. способы преобразования учебного материала; моделирование,
Коммуникативные УД Планирование учебного сотрудничества; Поиск и сбор информации через взаимодействие; Поиск альтернативных способов разрешения конфликта; Управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); Владение монологической и диалогической формами речи.
Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Связь УУД с содержанием учебных предметов Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и метапредметной деятельности
Планируемые результаты: Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию Метапредметные освоенные универсальные учебные действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Предметные освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания
Новый педагогический инструментарий для формирования универсальных учебных действий
Память и умение пользоваться алгоритмами перестали быть фундаментом образования. Успешный ученик способен самостоятельно вывести знание, опираясь на мышление и понимание. От школы памяти - к школе способностей!
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД; ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ; ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ; РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ; КВАЗИИСЛЕДОВАНИЕ; КОЛЛЕКТИНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ; ЧАСТИЧНО – ПОИСКОВЫЙ; ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ; ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ; МЕТОД ПРОЕКТА; ИКТ - ТЕХНОЛОГИЯ; ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ; ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЕ МЫШЛЕНИЕ ПОНИМАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООРГАНИЗАЦИЯ – ОСНОВА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ПОНИМАНИЕ - ПОИСК ПРАВИЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; КЛАССИФИКАЦИЯ – ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕЛЕНИЯ НА ГРУППЫ; ВООБРАЖЕНИЕ – МОЖЕТ ЛИ ТАКОЕ БЫТЬ? ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ? ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ – ПО ОТДЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ; РАЗЛИЧЕНИЕ – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ПРЕДМЕТОВ ПО ПРИЗНАКАМ И НАЗНАЧЕНИЮ.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ 828
Предметные результаты Умения;, Опыт творческой деятельности; Знания. Метапредметные результаты Способы деятельности, применимые в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты Система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.