Первоклассники. Адаптация к школе.
Этапы адаптации: 1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма. 2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление. 3 этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.
Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»: Выраженное утомление – у 40%. Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года. Ухудшение состояния здоровья.
Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»: Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность, вялость или перевозбуждение, раздражительность). Трудности в усвоении программы. Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.
Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС личностные познавательные коммуникативные регулятивные
Готовность к школе 1. Социальная готовность. (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.
Готовность к школе 2. Личностная готовность предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира. Главное в первом классе - это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
Готовность к школе 3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью Первоклассник должен быть готов: - Внимательно слушать задания, инструкции - Ставить цель перед выполнением задания - Планировать способы его выполнения - Контролировать правильность выполнения - Корректировать (исправлять) свои действия - Оценивать успешность своей работы
Готовность к школе 4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД: -и-исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации, -м-моделирование, структурирование, -о-обобщение и практическое применение изучаемого материала, -р-развитие мыслительных операций. Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый с положительным отношением к себе, уверенный в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность с чувством собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Режим дня первоклассника Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5). Подъём – за 1-1,5 часа до занятий. Утренняя гимнастика. Питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Прогулки – 3-3,5 часа в день. Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.
Режим дня первоклассника Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки. Игры, любимые занятия дома. Посильная помощь по дому. Общение с родными. Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут. За компьютером – не более минут с гимнастикой для глаз и осанки.
Режим дня первоклассника Совместная подготовка к школе с вечера : собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака. Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
Семья – залог успеха Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.