Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы МБОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы 9 Курова Надежда Викторовна
Цели урока: Обучающая повторение и обобщение материала по разделу «Лексика», знакомство со сферами употребления русской лексики, закрепление знаний о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления, закрепление навыков правописания; Развивающая совершенствование и применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и лексически обусловленного использования языка в различных сферах деятельности и ситуациях общения; Воспитательная воспитание интереса к слову, гуманистическая и эстетическая направленность обучения.
План урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала. а) работа с таблицей; б) устный опрос; в) наблюдение над языковым материалом. г) работа со словарями; 3. Обобщение и систематизация знаний. а) работа с таблицей; б) выполнение упражнений; 4. Отработка умений и навыков. а) сфера употребления лексики; б) работа с учебником. 5. Вывод по теме урока.
1.Что такое лексика? 2. С какой целью мы изучаем лексику? 3. Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? 4. Что такое лексическое значение слова? Устный опрос по теме
Наблюдение над языковым материалом дом с меблированными комнатами для кратковременного проживания приезжих. 1. Линия раздела между территориями; рубеж. Гостиница - Граница - Выйти из границ - переступить меру дозволенного. Держаться в границах чего-либо -вести себя сдержанно. 2. ( перен.) Предел, допустимая норма.
Наблюдение над языковым материалом Семантика (семасиология)- наука, изучающая значения слов, а также других языковых единиц-морфем (частей), слово- сочетаний и т.д.
Лингвистические словари ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - словарь, разъясняющий значения и (или) употребление слов.
Словарный состав русского языка общеславянские V-VI века древнерусские XI- XIV старославянизмы другие языки: греческий, латинский, тюркский и др. диалектизмы профессионализмы жаргонизмы заимствованная лексика АКТИВНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ ЗАПАС Общеупотребительные Не общеупотребительные Историзмы Архаизмы Неологизмы исконно русская лексика
Выполнение упражнения отличный от всех, своеобразный, чудаковатый.. Абстрактный - Вульгарный - Пассивный - Оригинальный - Актуальный - Идеальный - Игнорировать - отвлеченный, удаленный. пошлый, грубый, непристойный. безвольный, безучастный. не замечать умышленно пренебрегать. лучший, совершенный; заим. из французского) важный, значительный, злободневный.
Сфера употребления лексики Не общеупотребительные слова Амшарина топкое, заболоченное место. (Орловское) Хвост- несданный экзамен у студентов. (жаргон.) Левкас-смесь алебастра или мела с клеем. ( профес.)
Не общеупотребительные слова диалектизмы слова, обороты речи, характерные для какой-либо определенной территории области, района. профессионализмы слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах термин слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, т.е. официально принятое. жаргонизмы слова той или иной социальной группы.
Подведение итогов Русская лексика-живое явление. Изменения в лексике происходят постоянно. Эти изменения- результат развития общества и ход исторического времени.