Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальная лексика. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 9.
Advertisements

Лексика Общеупотребительная Имеющая ограниченную сферу употребления ДиалектизмыТерминыЖаргонизмы Профессионализмы.
Лексика русского языка Выполнила Иванюк Евгения ММЛ,
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Урок по русскому языку. Тема: «Написание сочинения на лингвистическую тему в жанре sms- сообщения.» Автор: Пащенко Лариса Ивановна, учитель русского языка.
Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 8-11 классов МОСШ п.Сосновка» Автор проекта: Чвалун Антон Сергеевич Класс 7 Научный руководитель проекта:
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Проект по русскому языку 6 класс.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
« Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 591 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИСКОННО РУССКИЕ И ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА.
Кластер сфера употребления архаизмы, историзмы, диалектизмы жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы. слова,, ограниченные в употреблении Лексика однозначные.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.
Творческое название: Словарное богатство русского языка Учебный предмет: русский язык Участники: учащиеся 10 класса.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Транксрипт:

Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы МБОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы 9 Курова Надежда Викторовна

Цели урока: Обучающая повторение и обобщение материала по разделу «Лексика», знакомство со сферами употребления русской лексики, закрепление знаний о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления, закрепление навыков правописания; Развивающая совершенствование и применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и лексически обусловленного использования языка в различных сферах деятельности и ситуациях общения; Воспитательная воспитание интереса к слову, гуманистическая и эстетическая направленность обучения.

План урока: 1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала. а) работа с таблицей; б) устный опрос; в) наблюдение над языковым материалом. г) работа со словарями; 3. Обобщение и систематизация знаний. а) работа с таблицей; б) выполнение упражнений; 4. Отработка умений и навыков. а) сфера употребления лексики; б) работа с учебником. 5. Вывод по теме урока.

1.Что такое лексика? 2. С какой целью мы изучаем лексику? 3. Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? 4. Что такое лексическое значение слова? Устный опрос по теме

Наблюдение над языковым материалом дом с меблированными комнатами для кратковременного проживания приезжих. 1. Линия раздела между территориями; рубеж. Гостиница - Граница - Выйти из границ - переступить меру дозволенного. Держаться в границах чего-либо -вести себя сдержанно. 2. ( перен.) Предел, допустимая норма.

Наблюдение над языковым материалом Семантика (семасиология)- наука, изучающая значения слов, а также других языковых единиц-морфем (частей), слово- сочетаний и т.д.

Лингвистические словари ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - словарь, разъясняющий значения и (или) употребление слов.

Словарный состав русского языка общеславянские V-VI века древнерусские XI- XIV старославянизмы другие языки: греческий, латинский, тюркский и др. диалектизмы профессионализмы жаргонизмы заимствованная лексика АКТИВНЫЙ ЗАПАС ПАССИВНЫЙ ЗАПАС Общеупотребительные Не общеупотребительные Историзмы Архаизмы Неологизмы исконно русская лексика

Выполнение упражнения отличный от всех, своеобразный, чудаковатый.. Абстрактный - Вульгарный - Пассивный - Оригинальный - Актуальный - Идеальный - Игнорировать - отвлеченный, удаленный. пошлый, грубый, непристойный. безвольный, безучастный. не замечать умышленно пренебрегать. лучший, совершенный; заим. из французского) важный, значительный, злободневный.

Сфера употребления лексики Не общеупотребительные слова Амшарина топкое, заболоченное место. (Орловское) Хвост- несданный экзамен у студентов. (жаргон.) Левкас-смесь алебастра или мела с клеем. ( профес.)

Не общеупотребительные слова диалектизмы слова, обороты речи, характерные для какой-либо определенной территории области, района. профессионализмы слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах термин слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, т.е. официально принятое. жаргонизмы слова той или иной социальной группы.

Подведение итогов Русская лексика-живое явление. Изменения в лексике происходят постоянно. Эти изменения- результат развития общества и ход исторического времени.