L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над сочинением в начальной школе».
Теоретическая база опыта Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Реализация связного развёрнутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и зрительное восприятие.
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии.» В.А. Сухомлинский
Актуальность и перспективность Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.. Ясно и грамматически правильно строить речь Излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации Соблюдать речевую культуру Развивать умение общаться Человеку необходимо
Условия возникновения и становления опыта Условия речевого развития ребёнка Потребность общения или коммуникации. Необходимо предусмотреть ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний. Создание речевой среды. Необходимо дать детям образцы речи(слова, их сочетания, обороты речи)
развивать интеллектуальные, речевые способности учащихся, их творческое воображение. Сущность опыта – создание системы комплексного развития связной речи обучающихся в процессе работы над сочинением, используя различные приёмы и методы работы. постановка конкретной цели обучения; создание ситуации успеха; опора на развитие внимания и слушания; использование разнообразных видов упражнений, наглядных пособий и дидактического материала, творческих заданий. ориентироваться в ситуации общения, осознавать свою коммуникативную задачу; планировать содержание сообщения; формулировать собственные мысли и понимать чужие; осуществлять контроль за своей речью, за восприятием её собеседником, за пониманием речи партнёра; Цель Пути Умения
Система работы по развитию речи составление предложений, объединённых темой; восстановление деформирован - ного текста по серии сюжетных картинок; устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным; Виды работ работа над предложением, текстом; письменное сочинение – повествование с элементами описания; обогащение словаря новыми словами, подбор синонимов; включение фразеологических оборотов; сочинение с элементами описания, рассуждения; составление письма; предупреждение поверхностного восприятия темы; устная и письменная работа по репродукции картины; сочинение – рассуждение; сочинение по репродукции картины; сочинение - отзыв; сочинение – миниатюра на свободную тему; самостоятельное составление плана сочинения 1 кл2 кл3 кл4 кл
L/O/G/O Область применения Начальные классы
Система упражнений 1 класс Работа с иллюстрацией к сказке «Лиса и Журавль» - К кому пришёл Журавль на званый обед? (Журавль пришёл к Лисе на званый обед) - Что сделала Лиса? (Лиса принарядилась, потому что ждала гостя. Хозяйка приготовила кашу. Она размазала кашу по тарелке, чтобы ей больше досталось.) -Какая Лиса? (Лиса хитрая).
2 класс Письменные ответы на вопросы по данному тексту Составление из слов предложений и запись текста Восстановление деформированного текста
3 класс Составление предложений из слов с изменением формы слова Дополнение текста подходящими по смыслу словосочетаниями Составление из данных слов предложений, восстановление деформированного текста
Работа по репродукции картины 2 класс. Устные ответы на вопросы 3 класс. Устная работа. Рассказ – описание по опорным словам 4 класс. Сочинение по репродукции картины
Результативность Повышение читательской культуры обучающихся. Повышение показателей по технике чтения. Правильное и целесообразное использование языковых средств. Повышение качества образования, уверенности учащихся в своих силах. Умение анализировать, систематизировать, выделять главное. Сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других.
L/O/G/O Спасибо за внимание