ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВА Компании «United Company RUSAL Limited» о приобретении 100% акций с правом голоса в уставных капиталах компаний «RUSAL LIMITED» и «SUAL INTERNATIONAL LTD»..
2 Объединенная Компания будет иметь: долю в 16% на мировом рынке бокситов и глинозема и 13% - в мировом производстве алюминия (ближайший конкурент – Alcoa – 13% и 11% соответственно) долю свыше 90% на рынке алюминия необработанного в границах Единого таможенного пространства (РФ, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан); долю 100% в производстве сплавов, порошков и чешуек алюминиевых, проволоки алюминиевой, кремния, фтористых солей, галлия в РФ; долю 50% на рынке алюминиевой фольги (с учетом импорта). Компания будет производить 3,9 млн. т алюминия, из которых 3,2 млн. (83%) – экспортировать. Доли на рынке Объединенной компании
3 1. Опрос потребителей продукции 2. Запрос мнения федеральных органов исполнительной власти, проведение совещания с руководством Минэкономразвития России. 3. Анализ рынков бокситов, глинозема, алюминия, фольги и другой алюминиевой продукции. 4. Анализ последствий реализации сделки на предмет ст. 13 Закона о защите конкуренции» (социально-экономический эффект) 5. Публичное обсуждение сделки на президиуме Коллегии ФАС России. 6. Размещение информации о сделке на официальном сайте ФАС России с целью получения мнения от всех заинтересованных лиц. 7. Опрос мнения потребителей по проекту предписания, ряд встреч с крупнейшими потребителями. 8. Отмена 10%-ной импортной пошлины на первичный алюминий. 9. Проработка вопроса о развитии торговли алюминием на российских биржах за рубли. 10. Разработка предписания Основные этапы работы, проделанной ФАС
4 ФАС России опрошено 90 потребителей алюминия и продукции из него, обеспечивающих 95% внутреннего потребления. 82% оценивают опыт работы с «Русалом» и «Суалом» как положительный или в целом положительный 74% теоретически могут заменить продукцию импортной 25% имели проблемы с поставщиками, в т.ч. 4% сталкивались с необоснованным повышением цен 43% ожидали как положительных, так и отрицательных последствий от сделки Мнение потребителей о сделке
5 Если сделка приводит к ограничению конкуренции, ФАС России вправе: 1) отказать в удовлетворении ходатайства (ст. 33 п. 5 ч. 2 Закона о защите конкуренции) 2) удовлетворить ходатайство с выдачей предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции (ст. 33 п. 4 ч. 2) если в результате сделки будет достигнут положительный социально- экономический эффект.(ст. 13) Предписание, направленное на обеспечение конкуренции, может содержать: -информационные требования; -порядок доступа потребителей к производственным мощностям и инфраструктуре; -структурные требования (выделение части активов); -требования о совершении иных действий, направленных на обеспечение конкуренции (ст.23). Полномочия антимонопольного органа
6 1. Продолжать исполнение всех заключенных договоров, в соответствии с их условиями, в т. ч. договоров, имеющих отношение к выполнению государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ. 2. Не предпринимать действий (бездействий), направленных на прекращение или ограничение производства (в т. ч. в результате реорганизации, ликвидации, банкротства или прекращения деятельности). 3. Обеспечить всем потребителям и поставщикам недискриминационные условия. 4. Обеспечить удовлетворение потребностей покупателей на рынке Российской Федерации при наличии соответствующих производственных мощностей. 5. Регулярно информировать ФАС о ценах, объемах производства, поставки и экспорта продукции, положении группы лиц, приобретении активов, сбытовой политике. Основные положения предписания ФАС России - поведенческие и информационные
7 Впервые в практике антимонопольного органа разработан механизм ценообразования по ЛМЕ (цена алюминия на Лондонской бирже). Согласно взятым на себя обязательствам Компания будет: 1) устанавливать цену на первичный алюминий не выше, чем: Ц = LME + N x LME + Т, где Ц – максимально возможная отпускная цена на первичный алюминий LME – цена алюминия на Лондонской бирже N – допустимое отклонение, равное 1,5% Т – стоимость транспортировки Таким образом, российские потребители получат алюминий по цене ЛМЕ с наценкой максимум 4-5%, что соответствует сложившейся деловой практике. Для зарубежных потребителей наценка, как правило, составляет 8-10%. 2) устанавливать цену на алюминиевые сплавы и проволоку таким образом, чтобы продуктовая премия, являющаяся составляющей цены сверх LME и транспортных расходов, не увеличивалась более чем на 5% в месяц Основные положения предписания ФАС России - цены
8 Компания обязуется в трехлетний срок проработать возможность осуществления торговли алюминием через биржи, расположенные в Российской Федерации, за рубли. В настоящий момент торговля алюминием осуществляется на Лондонской, Нью-йоркской (котировки привязаны к ЛМЕ) и Шанхайской биржах (торгуется менее качественный металл). Вопрос о начале торгов алюминием рассматривает Сеульская биржа. Основные положения предписания ФАС России - биржи
9 ФАС России согласовал с Минэкономразвития России вопрос об отмене ввозных таможенных пошлин на алюминий, пошлина отменена Отмена 10%-ной пошлины сделала экономически возможной поставку алюминия российским потребителям из-за рубежа, что обеспечит условия конкуренции на российском рынке. В целях повышения конкурентоспособности алюминиевой фольги Объединенная компания продолжит осуществление инвестиций, направленных на повышение качества производимой алюминиевой фольги. Иные условия, обеспечивающие защиту интересов отечественных потребителей