Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин. Закон Таджикистана о гендерном равенстве обязывает хукуматы разрабатывать программы, направленные на ликвидацию дискриминации по признаку пола в повседневной жизни. Эту обязанность необходимо возложить на другие министерства национального уровня и более определенно упомянуть предрассудки, обычаи и практики.
Механизмы реализации Национальный механизм достижения гендерного равенства на руководящем уровне координация выработки политики Административные наказания, штрафы и другие санкции за несоблюдение закона Институты и процедуры по расследованию индивидуальных жалоб по фактам гендерной дискриминации Возмещение пострадавшим в результате дискриминации Защиты информации о пострадавших Запрет виктимизации лиц, обратившихся с жалобой
Национальный механизм достижения гендерного равенства на руководящем уровне Общая рекомендация КЛДЖ No. 6 Наладить механизм, определить институты и процедуры, адекватные ресурсы, приверженность и полномочия: информировать о воздействии любой политики Правительства на женщин; всесторонне контролировать ситуацию женщин содействовать разработке новой политики и эффективно осуществлять стратегии и меры для устранения дискриминации. Этот национальный механизм также должен принимать активную роль в информировании общественности о принципах Закона о гендерном равенстве, а также любых прав, вытекающих из положений закона.
Виды национального механизма Межведомственные Комиссия по равным возможностям Офис Обмудсмена Назначение существующего Комитета по делам женщин и семьи ответственным за реализацию закона и обеспечение финансирования данной деятельности.
Наказания, штрафы и другие санкции за несоблюдение закона Статья 22 Закона Таджикистана о гендерном равенстве предусматривает ответственность юридических и физических лиц за нарушение закона. Закон или инструкции по реализации должны определить или упомянуть вид ответственности, средства защиты, предоставляемые пострадавшим, а также процедуры по установлению ответственности? Возможные санкции: ведение государственного реестра институтов, нарушивших закон. В соответствии с законом Кыргызстана Совет по делам женщим, семьи и гендерному развитию ведет такого рода реестр.
Механизм подачи индивидуальных жалоб Назначение омбудсмена или другого органа для принятия и расследования жалоб по фактам дискриминации от физических лиц. Установление процедур для оценки этих жалоб и применения санкций. Кыргызстан, Литва, Румыния и Болгария предусматривают процедуры подачи жалобы.
Возмещение ущерба пострадавшим Устранение дискриминации Восстановление на работе или продвижение Компенсацию утерянной заработной платы или повлекшего ущерба. Извинения от института или лица, нарушившего закон.
Защиты информации о пострадавших Обеспечение конфиденциальности расследования по жалобам о фактах дискриминации. Получение согласия пострадавших до огласки информации о пострадавшем в СМИ.
Запрет виктимизации лиц, обратившихся с жалобой или свидетеля Законы о гендерном равенстве Кыргызстана и Литвы запрещают преследование пострадавших от дискриминации, обратившихся с жалобой или свидетелей, сотрудничающих со следствием. Это вдохновит пострадавших подавать жалобы и поможет прекратить случаи дискриминации.
Механизмы мониторинга Сбор статистики для целей оценки гендерного равенства Институты, уполномоченные осуществлять координацию действий по мониторингу Комитет Парламента или Комитет Правительства по делам женщин и семьи
Сбор статистики Общая рекомендация КЛДЖ 9 подчеркивает, что правительствам необходимо гарантировать, чтобы национальные службы статистики собирали статистику, дисагрегированную по полу. Закон Кыргызстана о гендерном равенстве требует, чтобы Национальный Комитет по статистике осуществлял сбор гендерно- чувствительных статистических данных.
Институты мониторинга Необходимо уполномочить институт, осуществляющий мониторинг Парламентский Комитет по делам женщин или Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Статья 17 Закона Таджикистана о гендерном равенстве требует организацию мониторинга в социально-трудовой сфере, однако не уполномочивает компетентный орган власти Таджикистану необходимо реализовать систему подотчетности министерств институтам мониторинга.
Дальнейшие Шаги Создание рабочей группы с целью подготовки проекта поправок к закону или детальных механизмов имплементации. Назначить государственный орган, межведомственную комиссию или любое другое учреждение для наблюдения за имплементацией и мониторингом закона. Обеспечить этот орган соответствующим финансированием и персоналом для достижения этой задачи.