Курсы ПК – Пригодич Е.Г., руководитель Центра гражданского образования
ГЗ Министерства образования и науки Красноярского края по согласованию с Уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае А.Д.Комович, по рекомендации Уполномоченного Президента России по правам ребенка П.Астахова, письма Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае от г. 1947, писем Министерства образования и науки Красноярского края от г. 9345, от г в 2009\2010, 3479/и от г
Содержание права на образование. Нормативно-правовое обеспечение права на образование (24 часа) Этико-правовой анализ примеров, ситуаций нарушения прав участников образовательного процесса (12 часов) Уклад школьной жизни как педагогический феномен (12 часов) Общественные институты защиты прав участников образовательного процесса в школе (12 часов) Проектирование создания института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (8 часов) Самостоятельная работа, итоговая аттестация (4 часа)
Проект деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении
1. Анализ ситуации 2. Изучение теории, нормативных источников, встречи с экспертами и специалистами 3. Работа в группах – обсуждение, разработка проектных идей Разработка и защита проектов
- форум - форум Ученики или изверги? Соратники или покупатели? Партнеры или конкуренты? Отец родной или диктатор? Что делать, если...
- 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами учителей поражает, так называемая, «тотально агрессивно-обвинительная позиция по отношению к старшим подросткам» - медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними в школе, например, дидактогенные неврозы, на них приходится % всех детских неврозов; - каждое третье правонарушение среди подростков – это результат нереализованных или ущемленных прав подростков в школе
20 ноября День Конвенции о правах ребенка 1989 года Всемирный День ребёнка День Декларации прав ребёнка 1959 года
США и Сомали – 2 страны, не ратифицировавшие Конвенцию. 193 страны мира – участники Конвенции
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. Российская Федерация – правопреемник СССР
Цель Конвенции: наилучшее обеспечение интересов ребенка и его благополучия
Ребенок – каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (статья1 Конвенции о правах ребёнка)
1. У нас в России авторитарный подход к воспитанию, т.е. слово учителя-закон для учеников. Но в Международной Конвенции по правам ребенка, сказано, что взрослые должны прислушиваться к мнению детей. 2. Гуманизации в школах на практике не произошло, это наблюдается из практики взаимоотношений между учениками и учителей. 3. Также наблюдается дискриминация ребят по внешнему виду, по уровню знаний, по социальному статусу родителей и т.д. 4. Некоторые педагоги навязывают свою точку зрения, т.е. считают, что они всегда правы и в связи с этим не признают мнение детей, могут их оскорбить по этому поводу. «Дурак», «Дебил» - у нас это нормально.
С 2008 Г. СТРАТЕГИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ШКОЛА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ К ДЕТЯМ» Услышать каждого ребенка! Школа должна стать местом, где права ребенка и его интересы включены в число приоритетов, где дети участвуют в принятии решений, определяющих их положение. Нет детей «второго сорта»! Особое внимание должно быть сосредоточено на наиболее уязвимых группах детей – инвалидах и детях с особыми потребностями, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных, подвергающихся эксплуатации и жестокому обращению, вступивших в конфликт с законом. Раскрыть потенциал каждого ребенка! Новый взгляд на ребенка и семью. Обеспечение широкой медиа-поддержки реализации политики в сфере детства, формирование позитивного общественного мнения по отношению к детям, укрепление семейных ценностей в массовом сознании
Участие детей (ст.12 Конвенции о правах ребенка) означает... - слушать (пассивная консультация) - вовлекать в процесс планирования - вовлекать в процесс обсуждения (активное обсуждение) - вовлекать в процесс принятия решений - вовлекать в процесс реализации Любые вопросы, связанные с организацией школьной и общественной жизни, могут рассматриваться как участие детей.
Не спрашивать Почему они не знают. Почему они не могут сделать. Спрашивать Почему они знают. Что они могут сделать. Что они хотят сделать. Подход, ориентированный на анализ возможностей Подход, ориентированный на анализ недостатков
Школьныйуполномоченный С учреждениями социальной защиты населения С социально – педагогической службой ОУ С администрацией ОУ С право- охранительными органами С органами опеки и попечительства С Уполномоченным по правам ребенка области взаимодействует правовое просвещение конфликтные ситуации индивидуальный прием С общественными организациями Осуществляет Ведет Разрешает С педагогическим коллективом ОУ С органами школьного самоуправления
Разрешение конфликтных ситуаций, медиация Правовое просвещение Правовая консультация Аналитическая деятельность
Неделя права Правовой лекторий Открытый микрофон Анкетирование, мониторинг
отсутствие психологической готовности работать в условиях открытости; неготовность признавать свои ошибки; стереотип мышления и отстаивание своего «учительского» авторитета; стереотип «второй мамы – Кл.руководитель»; риск эмоционального выгорания гипертрофированное представление детей о своих правах; неправильное понимание функции уполномоченного
Стиль, дух, атмосфера школьной жизни. Опыт выбора учителя, курса, видов работ, темпа усвоения и т.п. Опыт создания правовых норм. Сами нормы – законы, положения надо постоянно изменять, совершенствовать – не для того, чтобы законы стали лучше в этом году, чаще всего этого не получается. Важно само приобщение, само участие всех ребят в обсуждении того или иного проекта закона, его принятие демократическим путем. Все это создает опыт создания определенных норм, т.е. опыт самому себе ставить пределы. Для воспитания толерантности это важнее, чем знание тех или иных правовых норм. Опыт соуправления взрослых и детей на основе демократических процедур избрания, на основе реальной передачи полномочий, прав, обязанностей, что продвигает молодежь и учителей на то, чтобы не играть в самоуправление, а заниматься этим реально. Опыт разрешения конфликтов и защиты прав человека правовым путем. Создание школьного правозащитного органа – первый шаг в трансформации уклада в сторону гуманизма и толерантности. Совместное проектирование школы как действующей модели гражданского общества, шаг следующий. Детско-взрослые органы коллектива (соуправление). Совет школы, Совет представителей классов, Совет дала и т.п. Положение о классном самоуправлении.