1 Предложения по внесению изменений в макет ППУД ФГОС ВПО для вузов УМО при СПбГУ
Одно из основных требований Болонской декларации – модульная структура организации образовательной программы Модуль – элемент кредитно-модульного принципа организации учебного процесса. Модуль – наиболее удобная структура для: - формирования компетенций; - трансфера образовательных услуг; - обеспечения индивидуальных траекторий обучения; - построения системы непрерывного обучения. Модуль – основа построения балльно-рейтинговых систем, одного из средств обеспечения гарантии качества подготовки обучающихся. Модуль повышает прозрачность ОП и учебного плана.
Иерархия видов модулей учебных дисциплин образовательной программы Меж(поли)дисциплинарный модуль (модуль образовательной программы) (4-й уровень); Модуль дисциплины, читаемой на протяжении 2-х и более семестров (монодисциплинарный модуль) (3-й уровень); Модуль – как семестровая дисциплина (курсовой модуль) (2-й уровень); Модуль – как часть семестровой дисциплины (1-й уровень).
Меж(поли)дисциплин арный модуль (модуль образовательной программы) (4-й уровень) Модуль дисциплины, читаемой на протяжении 2-х и более семестров (монодисц. модуль) (3-й уровень) Модуль – как семестровая дисциплина (курсовой модуль) (2-й уровень) Модуль – как часть семестровой дисциплины (1-й уровень) … … …… … … … Иерархия видов модулей дисциплин образовательной программы
Меж(поли)дисциплинарный модуль (модуль образовательной программы) (4-й уровень) – это совокупность учебных дисциплин (курсов), имеющих определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания и формирующей группу родственных компетенций. Междисциплинарные модули могут не указываться прямо в компетентностно- ориентированном учебном плане.
6 МОДУЛЬ (УЧЕБНОЙ) ДИСЦИПЛИНЫ (3-й или 2-й уровень) – ЭТО БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ЕДИНИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕННЫЙ ФРАГМЕНТ ДИСЦИПЛИНЫ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ФОРМИРУЮЩИЙ У ОБУЧАЕМЫХ ИХ СПОСОБНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, УКАЗАННЫМ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И (ИЛИ) КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ (КОУП) В ВИДЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, А ТАКЖЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (ЗУН).
Модуль как часть семестровой дисциплины (1-й уровень) – это базовая учебная единица, представляющая собой логически завершенный фрагмент учебной дисциплины, читаемой на протяжении одного семестра, формирующая у обучаемых их способность и готовность отвечать тем или иным требованиям, указанным в рабочей программе учебной дисциплины (РПУД) и (или) в компетентностно- ориентированном учебном плане в виде компетенции или её части, а также знания, умения и навыки (ЗУНы), в обязательном порядке содержащая теоретическую (лекционную) часть, практическую часть и тщательно разработанный блок контроля полученных обучаемыми ЗУНов и компетенций.
8 Ц ЕЛИ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЕЙ: РАСЧЛЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ НА ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШЕННЫЕ ЧАСТИ; АНАЛИЗ СОВОКУПНОСТИ ПОЛУЧЕННЫХ МОДУЛЕЙ ВСЕХ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА ОТСУТСТВИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ДУБЛИРОВАНИЯ; ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПУТЁМ УЛУЧШЕНИЯ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ И УСИЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ. К ОЛИЧЕСТВО МОДУЛЕЙ в семестровой ДИСЦИПЛИНЕ И ИХ ОБЪЁМ : МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ОТ 2-Х ДО 4-Х МОДУЛЕЙ В ОДИН СЕМЕСТР (ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ). ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ МОДУЛЯ КАК ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ РЕКОМЕНДУЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ В ДИАПАЗОНЕ 10–30 ЧАСОВ АУДИТОРНОЙ НАГРУЗКИ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЁМА И СТРУКТУРЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Недостатки макета ППУД Рособразования от Слабо поддерживается принцип модульности; Разделы 5,6,7 макета ППУД препятствуют выделению модулей внутри дисциплины; Фактически отсутствует раздел «Учебно- методическое обеспечение дисциплины»; Недостаточны подстрочные пояснения к отдельным разделам ППУД.
Макет примерной программы учебной дисциплины (ППУД) составлен УМО вузов при СПбГУ на основе требований ФГОС ВПО с учётом рекомендаций Приложения к письму Департамента государственной политики в образовании от «28» декабря 2009 г ________________________________________________________________________ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины ______________________________________ Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) _______________________________________________________________________ (указываются код и наименования направления(ий) подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций) Квалификация (степень) выпускника ____________________________________________________________ (указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Продолжение макета 1. Цели и задачи дисциплины: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2. Место дисциплины в структуре ООП: _______________________________________________________________ (указывается цикл, к которому относится дисциплина, особенности её использования в конкретной ООП (профиле, специализации), является ли она базовой, селективной или факультативной; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения) 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:__________________________________________________ _______________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО) В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: ________________________________________________________ Уметь: _______________________________________________________ Владеть:______________________________________________________
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет ________ зачетных единиц. Продолжение макета
5. Содержание дисциплины 5.1. Модули дисциплины и виды занятий п/п Наименование модуля дисциплины Семе стр Лекц Практ зан. Лаб. зан Семи нар СРС Всего час з. е 1.Модуль -1: Наименование 2.Модуль -2: Наименование ….И т.д. ВСЕГО Продолжение макета
5.2. Модули дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивающими (предыдущими) и обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины Код (наименование) модуля Наименование обеспечивающих (предыдущих) дисциплин (модулей) Код (наименование) модуля Наименование обеспечиваемых ( последующих) дисциплин (модулей)
Продолжение макета 5.3. Структура и содержание учебных занятий (Указываются разделы, темы, виды занятий введенных модулей с подробным изложением содержания занятий и распределением объема учебной работы. По усмотрению разработчиков материал может излагаться в форме таблицы. В каждый модуль включаются практические занятия (семинары), лабораторные практикумы, если это требуется и др. с указанием тематики (наименований) и трудоёмкости в часах.) 6. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_____________________________________ ___________________________________________
Продолжение макета 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: (Методическое обеспечение аудиторной работы Методическое обеспечение самостоятельной работы. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Показатели и критерия оценивания. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно- измерительные материалы, примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)) 8. Информационное обеспечение дисциплины: а)основная литература__________________________________ б)дополнительная литература____________________________ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Продолжение макета 9. Материально-техническое обеспечение дисциплин (Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования. Требования к специализированному оборудованию. Требования к специализированному программному обеспечению. Требования к перечню и объёму расходных материалов) 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: (указываются междисциплинарные модули, в состав которых может входить данная дисциплина, используемые образовательные технологии, а также методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса)
Окончание макета Разработчики: _______________ _____________________ ___________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ___________________ ___________________ _____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ ___________________ _____________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ППУД одобрена на заседании УМС _________УМО при СПбГУ по образованию в области инновационных междисциплинарных образовательных программ, протокол от 2012 г. Председатель УМС _________________________ УМО при СПбГУ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Васенёв Юрий Борисович канд. экон. наук, доцент тел. 8 (812)