СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» СПб АППО ГМО методистов НМЦ 26 мая 2011 г.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Под Школой понимается образовательная организация (учреждение) любой организационно-правовой формы, типа и вида, имеющая государственный статус и расположенная на территории Санкт-Петербурга. Стратегия адресована коллективам ОУ города, общественным организациям и органам власти, занимающимся проблемами образования и воспитания, широкому городскому сообществу.
Стратегия является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные приоритеты развития петербургской Школы на уровнях города, района, учреждения.
Стратегия реализуется через условную концепцию «5И»: 1. ИНСТИТУТЫ: модернизация и создание норм, правил, организаций в системе образования, способствующих выращиванию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых жителей города, России. 2. ИНФОРМАЦИЯ: обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (и прежде всего учителей, учеников, родителей) об изменениях в системе образования в целом, совершенствование механизмов оценки качества образовательных услуг с привлечением внешних экспертов
3. ИННОВАЦИИ: обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся петербургской Школы. 4. ИНФРАСТРУКТУРА: ресурсное обеспечение стратегии через обновление кадров; современно оборудованное образовательно- воспитательное пространство; комфортную здоровьесберегающую обучающую среду;
5. ИНВЕСТИЦИИ: переход образовательных учреждений в автономные, поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности.
РАЗДЕЛ 2. МИССИЯ, ЗАДАЧИ, ЦЕННОСТИ Петербургская Школа создана для человека и человеком, она – пространство и результат жизнедеятельности Учеников, Учителей, Общества. Именно эти три смыслообразующих категории являются ядром Стратегии.
Миссия Петербургской Школы равенство в доступности качественного образования для разных и равных жителей Санкт-Петербурга.
Задача 1 (общая) Обеспечение равных условий воспитания и образования, при разных стартовых возможностях, для всех детей и молодежи Санкт-Петербурга, реализации функции «социального лифта». Для этого необходимо: Обеспечить условия по организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ученика»:
возможности развития «разного ученика» Ученик/ребенок из многодетной семьи талантливыйс ОВЗмигрантсиротаУченик/ребенок инклюзивное образование, интегрированн ые образовательн ые программы, индивидуальн ы образовательн ые маршруты
Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС) функционирующую на основе идеологии культуры здорового образа жизни функционирующую на основе организации здоровьесозидающего уклада ввести показатели динамики здоровья детей при оценке результатов деятельности образовательного учреждения
Внедрить критерии оценки качества образования результата образования качество процесса образования качество управления качество включая самооценку участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества обучения и воспитания
Задача 2(общая) Непрерывное развитие потенциала современного учителя Сформировать банк данных инновационны х продуктов, созданных учителями петербургской Школы для пользования школьниками и учителями Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов, потребностей и возможносте й педагогическ ого сообщества Создать условия для внедрения системы наставничест ва, консультиров ания, тьюторства Разработать действенные механизмы стимулирова ния педагогическ ого труда
Внедрить новые подходы к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования внедрение накопитель ной системы повышени я квалифика ции изменение форм и методов повышения квалификаци и, в частности распростране ние форм корпоративно го и командного обучения педагогическ их коллективов реорганизац ию аттестационн ых процедур и качества управления образовател ьным учреждение м за счет сертификаци и руководител ей развитие программ прикладного бакалавриата для подготовки специалистов дошкольного и начального школьного образования
Задача 3(общая) Формирование «открытой школы» – развитие социальных образовательных сетей как способа обмена информацией, кооперирования ресурсов и возможностей для реализации образовательных, культурологических проектов, исследования процессов, происходящих в образовании, как формата открытости и гласности.
Для этого необходимо: Создать условия для развития попечительских, наблюдательных и управляющих советов, создать Санкт-Петербургский городской попечительский совет Разработать механизм реализации в образовательном пространстве сопроводительных служб, а также системы педагогического аудита и аутсорсинга Организовать регулярный мониторинг по изучению запросов и потребностей родительской аудитории Ввести практику отчетности образовательных учреждений всех типов и видов: публичные отчеты с размещением их на сайтах
Задача 4(общая) Формирование эффективной и самостоятельной школы Ввести внутри- и внекорпоративный электронный документооборот развитие спектра образовательных услуг, формирующих цивилизованный конкурентный рынок образовательных услуг Разработать прозрачные, ясные для потребителя образовательных услуг показатели качества – гос.задание Ввести конкурсные процедуры на получение государственного задания для НОУ и ГОУ/ГДОУ
Задача 4 Формирование эффективной и самостоятельной школы Обеспечить соблюдение СаНПиНов питания, требований к организации медицинского обслуживания и безопасности Обеспечить переход к договорным отношениям в системе образования между : школой и семьей ДОУ и семьей школой и ДОУ ОУ, семьей и учреждениями дополнительного образования педагогами, учителями, воспитателями и ОУ/ДОУ ОУ/ДОУ с исполнительными органами власти управления образованием
Ценностные смыслы деятельности петербургского учителя Самовыражение – высокая оценка личности, свободы, прав человека; равенство возможностей; индивидуальный и общий успех Мастерство – стремление к активным изменениям личных и общих интересов. Автономия – самоуправление, способность и возможность принятия самостоятельных решений Равноправие – социальная ответственность; признание прав других; равенство перед моралью и законами
РАЗДЕЛ 4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ обеспечение равенства в доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга и интеграции в российское и международное образовательное пространство при сохранении лидирующей позиции в России.
9 направлений развития петербургской Школы 1. «ДОШКОЛЬНИК»: переход от задачи «доступности места в детском саду» к задаче «разнообразие услуг для дошкольников».
Направление включает темы: уровни и качество предшкольного воспитания и образования детей модели раннего развития (0–3 года) детей территория детского сада – как образовательное пространство разновозрастные группы и группы для детей с ОВЗ семейное воспитание инновационная педагогика и организация системы дошкольного воспитания
9 направлений развития петербургской Школы 2. «ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВА»: переход от идеи «государственный контроль качества образования» к идее «общественно-государственное измерение качества образования».
Направление включает темы: результаты и достижения: ЕГЭ – портфолио – проекты – олимпиады содержание образования и качество образования в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами успешность обучающихся и воспитанников контроль качества на каждой ступени новые модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов
9 направлений развития петербургской Школы 3. «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: переход от задачи «разнообразие в неформальном образовании» к задаче «воспитание неформальным образованием».
Направление включает темы: технологии воспитания духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи поиск, выращивание и сопровождение одаренных детей межведомственная включенность в проблему воспитания воспитание лидерских позиций через систему неформального образования поддержание лидерских позиций Петербургской школы дополнительного образования
9 направлений развития петербургской Школы 4. «КАДРОВЫЙ КАПИТАЛ»: дополнение принципа «ответственности учителя» принципом «ответственности за учителя».
Направление включает темы: развитие сетевых и корпоративных моделей повышения квалификации новый формат и качество системы повышения квалификации нормирование труда учителя в контексте новых федеральных образовательных стандартов организация прикладного педагогического бакалавриата системы тьюторства, наставничества и педагогической интернатуры усиление статуса профессии и увеличение средней заработной платы педагога
9 направлений развития петербургской Школы 5. «РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ»: дополнение принципа «доступность качества» принципом «качество доступности».
Направление включает темы: правовая и инфраструктурная база, обеспечивающая разнообразия условий для получения образования во всех типах и видах образовательных учреждений: создание равных условий получения качественного образования каждым ребенком при разных стартовых возможностях инклюзия домашнее обучение семейное обучение дистант образование и воспитание детей- мигрантов
9 направлений развития петербургской Школы 6. «ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ»: переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого».
Направление включает темы: сохраняющие здоровье учебный план и образовательная среда создание комфортной Школы через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной инфраструктуры здоровье тела и духа: межведомственная составляющая программы (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование) снижение рисков профессионального выгорания учителя
9 направлений развития петербургской Школы 7. «ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА»: переход от задачи «получение профессии» к задаче «получение образования для профессии».
профильная школа – сетевая модель образования в старшей школе; современная организация и качество профессиональной подготовки в учреждениях НПО и СПО; рынок труда – заказ на профессию или на образование; опережающая подготовка и переподготовка инженерно-педагогического состава.
9 направлений развития петербургской Школы 8. «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»: переход от философии «Школа для Всех» к философии «Школа для Каждого».
Направление включает темы: общественно-государственное управление в образовании (родительская общественность, общественные организации, бизнес, исполнительные органы власти, профессиональные сообщества развитие межшкольного сетевого образовательного пространства, включающего использование электронных ресурсов образования (вебинары, видеоконференции и пр.) интернет-образование и интернет-сообщества
Направление включает темы: социальные сети межотраслевые (межведомственные) объединения, реализующие образовательно- воспитательные задачи повсеместное введение школьного «электронного правительства» формирование образовательных округов
9 направлений развития петербургской Школы 9. «ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА»: формирование философии «эффективная школа – школа ответственного будущего».
Направление включает темы: Смена управленческой парадигмы, направленной на формирование инновационной Школы совершенствование организационно-экономических механизмов управления системой образования и ее развития формирование финансового обеспечения образовательной деятельности на основании государственного задания, т. е. соблюдение принципа «бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)» Смена управленческой парадигмы, направленной на формирование инновационной Школы совершенствование организационно-экономических механизмов управления системой образования и ее развития формирование финансового обеспечения образовательной деятельности на основании государственного задания, т. е. соблюдение принципа «бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)»
Состояние дел, задачи и целевые ориентиры направлений развития «ДОШКОЛЬНИК 2020» Пять задач, являющихся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования в Санкт-Петербурге
Первая задача (по направлению «Дошкольник») 1. проблемызадачи очереди на места в дошкольные учреждения, высокая наполняемость групп детьми -организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники; - будут поддерживаться многообразные программы раннего развития детей, предлагаемые организациями различных форм собственности
Вторая задача (по направлению «Дошкольник») 1. проблемызадачи здоровье детейа) внедрение простых диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные (в малых группах) образовательные программы для дошкольников; б) поддержку инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов с бассейнами; в) работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи
Третья задача (по направлению «Дошкольник») 1. проблемызадачи ранняя диагностики развития детей с ОВЗ; недостаточная профессиональная готовность педагогов работать в индивидуально-ориентированном режиме; необходимость обновления образовательных программ и технологий для детей с ОВЗ в контексте ФГТ; инклюзивное образование в условиях неспециализированных ДОУ Разработка и реализация диагностик раннего развития детей с ОВЗ; обновление образовательных программ и технологий для детей с ОВЗ в контексте ФГТ открытие инклюзивных групп в неспециализированных ДОУ развитие районных лекотек
Четвертая задача (по направлению «Дошкольник») 1. проблемызадачи образование детей в условиях семьи (18% детей раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе около 7% детей от 5 до 7 лет) необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста, развития сети центров игровой поддержки для детей с родителями в целях обучения родителей смыслам развивающей игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
Пятая задача (по направлению «Дошкольник») 1. проблемызадачи предшкольное развитие детей-мигрантов необходимость организации специальной работы с детьми и их родителями по освоению русского языка, социализации детей и овладению ими основными навыками коммуникативной культуры
Выявленные проблемы, переведенные в круг задач, позволяют сформировать основные целевые ориентиры, достижение которых приведет к их решению и создаст новые условия для развития системы дошкольного образования
Спасибо за внимание! Зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО, к.с.н., доцент, Верховкина М.Е.