Процедура организации образовательного процесса в рамках реализации модульных и сетевых образовательных программ Заместитель директора по УР ФГОУ СПО КГК Романова Е.В. Г. Красногорск, 2011 г.
История вопроса Реализация компетентностного подхода в российской системе профессионального образования определяется ориентацией на базовые принципы организации единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.
Понятие Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.
Определение Содержание образования это тот объем информации об окружающем мире и о себе в нем, который исследован, изучен, оформлен в учебную дисциплину и предназначен для усвоения. Обучение это процесс создания новых привычек
Задачи модульного обучения Формирование субъектной позиции студента, обеспечивающей самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности, выдвигает требования к учебному процессу: обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах ; Преодоление стереотипа, прочно поселившегося в профессиональном сознании преподавателей, поставить перед студентом цель; Постоянная ориентация студентов на самооценку полученного результата.
Современные требования к структурированию содержания 1. Системность 2. Сопряженность 3. Целостное восприятие 4. Непрерывность 5. Возможность выбора индивидуальной траектории 6. Актуализация содержания 7. Технологичность учебного процесса 8. Обеспечение продуктивного мышления 9. Развитие навыков рефлексивной культуры 10. Деятельностный подход
Содержание Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) -документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Реализация программы в ходе учебного занятия через: четкую структуру курса, упорядоченность; возможность отслеживания связей между элементами; наглядность, осознание перспективы; индивидуальный подход к обучению слушателя; гибкость предоставления информации; развитие продуктивного мышления; многофункциональность; возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятельности преподавателем; активизацию познавательной деятельности; комплексность, ориентацию на перспективу продвижения; накопительный принцип оценивания работы студента; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности; тренировку в выборе, т.е. определенную свободу; ответственность за свой выбор; формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Особенности взрослых учащихся потребность в обосновании (смысле); потребность в самостоятельности; жизненный опыт; назревшая необходимость; практическая направленность -ориентация на реальные задачи в реальном контексте.
Учет особенностей взрослых обучение должно быть прикладным, практически направленным; потребность в смысле; потребность в решении практических, производственных задач; потребность в личностно- профессиональном развитии.
Мысленные преграды: что мешает учиться? Лень? Нехватка денег? Нерешительность? Характер? Недостаток целеустремленности? Больше нечего учить?
Каждая модульная структура дисциплины представляет собой цели изучения модуля (модульной единицы), ориентированные на реализацию конечных целей изучения дисциплины; основное содержание модуля (модульной единицы) - общие положения, определения основных понятий и пр.; информационные источники (основные и дополнительные с указанием страниц); материально-техническое оснащение; методику изучения модуля (модельной единицы) – основные виды учебной деятельности студента:, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий и пр., с примерами обучающих заданий и эталонов (вариантами) их решений.
Модели сетевого взаимодействия Первый вариант - как интеграция нескольких учебных заведений вокруг одного из них, обладающим наибольшим материальным и кадровым потенциалом, выполняя роль ресурсного центра. В этом случае каждое учебное заведение данной группы обеспечивает в полном объеме изучение базовых общеобразовательных предметов и ту часть вариативного содержания обучения (профильные предметы и элективные курсы), которые они в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Остальную часть профильной подготовки реализует ресурсный центр. Второй вариант основан на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах.
Схема формирования сетевой образовательной программы по предмету
Задачи расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся; сохранение и (или) расширение контингента учащихся; обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами; внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся; привлечение внебюджетных средств
Механизм взаимодействия образовательных учреждений совместное использование ресурсов для реализации образовательных программ и индивидуальных учебных планов учащихся
Образовательный ресурс -интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы; -интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы; -интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы; -интерактивный лабораторный практикум удаленного доступа; -банк проектных заданий; -интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки; -медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов; -различные базы данных,содержащие информацию, необходимую для организации учебной деятельности учащихся: статистическую, справочную и т.п.; -интерактивные тренажеры; -интерактивные тесты.
Кадровый ресурс -сетевые методисты; -сетевые преподаватели; -сетевые педагоги-кураторы (тьюторы); -сетевые психологи; -сетевые администраторы.
Технический ресурс -компьютеры; -принтеры; -сканеры; -проекторы; -веб-камеры; -экраны; -выход в Интернет и др.
Позитивные моменты сетевого взаимодействия Анализ моделей организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения показал, что в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений с ресурсными центрами дистанционного обучения обеспечивается: Повышение эффективности учебной деятельности учащихся; Организационные преимущества; Экономическая целесообразность.
Ресурсный центр дистанционного обучения Автономный формат -использование сетевого образовательного ресурса в урочной системе в условиях очного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме или в смешанных формах получения образования (очной и дистанционной); Индивидуальный формат использование сетевого образовательного ресурса учащимися, самостоятельно осваивающими образовательные программы по соответствующим предметам индивидуального учебного плана; Использование сетевого образовательного ресурса учащимися, самостоятельно осваивающими образовательные программы в форме частичного или полного экстерната
Желаемый результат