Психологические основы оценочной деятельности учителя на уроке О.В. СУМАРОКОВА, Директор БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж», канд. психол. наук, доцент
Процесс демократизации оценочной системы обучения в дореволюционный период и в первые годы после революции Социально-психологический анализ основных позиций педагогов в отношении традиционной школьной оценки Динамика формирования позиций учащихся по отношению к школьной оценке в условиях традиционного и развивающего обучения Перечень вопросов по психологии школьной оценки
От физического наказания к бальной оценке (1837 год). От бальной оценки к безотметочной системе оценивания (с 1915 по 1944 г.г.). Возвращение к бальной оценке ( с 1944 года). Альтернативные подходы к организации оценивания (Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.Ф. Шаталов и др.) Процесс демократизации оценочной системы обучения в дореволюционный период и в первые годы после революции
Ориентирующая, стимулирующая, воспитывающая (Б.Г. Ананьев) Контролирующая (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Якунин) Образовательная (Н.В. Щукина) Информационная (С.П. Безносов) Направляющая (А.Г. Доманов) Мотивационная (К.В. Сапегин) Поучительная (Т. Новацкий) Ф ункции школьной оценки
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки» Отметка и словесное поощрение одни из наиболее востребованных видов вознаграждения Отметка должна включать в себя оценку личностных качеств ученика В более чем 50% случаев отметка ассоциируется с определенными личностными качествами учеников Подтвердился факт снижения уровня требований к ЗУНам примерно на один балл Учителя, работающие по развивающим системам обучения имеют более глубокое понимание функций школьной оценки Результаты исследования позиций учителей по отношений к школьной оценке
Власть вознаграждения Власть наказания Нормативная власть Власть эталона Информационная власть Виды мотива власти (Н.А. Аминов, 1990)
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки» Признание важности отметки в учебной деятельности, как показатель из ЗУНов, фактор определяющий их будущее Уровень требований занижен на 1-2 балла Отметка – источник сильных отрицательных эмоций, особенно в начальной школе Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке
Отсутствие тесной взаимосвязи различных видов работы на уроке и дома и четвертными отметками, за исключением контрольной работы. Рейтинг самообразования – низкий Рейтинг вознаграждения деятельностью – самый низкий, самый высокий – отметка, подарок, деньги Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке
Сужение понятия «оценка» до уровня «отметки» Признание важности отметки в учебной деятельности, как показатель из ЗУНов, фактор определяющий их будущее Уровень требований занижен на 1-2 балла Отметка – источник сильных отрицательных эмоций, особенно в начальной школе Отсутствие тесной взаимосвязи различных видов работы на уроке и дома и четвертными отметками, за исключением контрольной работы Динамика формирования позиций обучающихся по отношению к школьной оценке
Ученик отвечает устно у доски домашнее задание. Он волнуется, запинается, на первый взгляд не уверен в своих знаниях. Ученик отвечает устно у доски домашнее задание. Он волнуется, запинается, на первый взгляд не уверен в своих знаниях. Ваши действия: А. Снижу отметку из-за неуверенного ответа. Б. Ваш вариант (с обоснованием). Проблемные ситуации, связанные с реализацией оценочной деятельности
I.СИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ - действия учителя ориентированы на ближайшую перспективу, оценка своих действия не изменяется с течением времени, т.к. учитель не видит связи между своими поступками и их последствиями; ситуации воспринимаются чаще как легко решаемые или непроблемные. Формула: здесь и сейчас+импульсивность в выборе решения+фиксированный опыт. II.НАДСИТУАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ – действия ориентированы на дальнюю перспективу, на поиск причин, приводящих к конфликту, решение выносится исходя из анализа ситуации и теоретических знаний и практического опыта; формула: здесь и сейчас+рефлексия+новый опыт. Уровни решения проблемных ситуаций
баллов – задам дополнительный вопрос; не оцениваю; завышу или занижу отметку в зависимости от степени старания ученика; посажу на место и спрошу другого 1 балл – успокою, помогу сформулировать мысль, снижать отметку не буду; выясню причину, задам наводящий вопрос, спрашиваю в течение урока и отметку ставлю в конце 2 балла – подбираю слова, чтобы вселить уверенность в ученика; оцениваю в течение урока, выставив отметку по итогам опроса; после уроков выясняю причину волнения и организую оценивание с учетом индивидуальных особенностей Проблемные ситуации, связанные с реализацией оценочной деятельности
Отсутствие спецкурсов (образовательных модулей) в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Устаревшая форма школьных дневников Методическое обеспечение поэтапного формирования УУД – самооценки результатов освоения ООП у обучающихся начальной школы Сложившиеся стереотипы в отношении школьной оценки у учителей и родителей Нерешенные проблемы в реализации оценочной деятельности в системе НОО
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!